30.12.2009
ДУША С РОГАМИ. ТРОЛЛЕЙБУС-МУЗЕЙ ВЫЕХАЛ НА УЛИЦУНовогодняя ночь - это всегда праздник, таинство, ожидание чуда, исполнения заветных желаний. Для транспортного Донецка новогодняя ночь - это еще и День рождения троллейбуса. Именно в новогоднюю ночь с 1939 на 1940 год в шахтерской столице открылось троллейбусное движение. Всю ночь два троллейбуса возили пассажиров бесплатно - это был новогодний подарок жителям родного города. Первый троллейбусный маршрут №1 был коротким - протяженностью всего 3,2 км - тем не менее, связывал центр города (Студгородок) с крупнейшим предприятием - металлургическим заводом. В первое время троллейбусного депо не было. Ремонты и «ночевки» транспорта осуществлялись на территории центрального трамвайного парка на ул. Университетской, который в 1980 году был закрыт в связи со строительством облисполкома. Фактически это был трамвайно-троллейбусный парк. В РЕЙС ПО ВЫХОДНЫМ За 70 лет многое в городе изменилось: троллейбус как вид пассажирского транспорта незаметно, но основательно вписался в пейзажи Донецка, в режим города. К юбилею «рогатого» работники ТТУ приготовили подарок: 29 декабря на улицы Донецка выехал троллейбус музей. По выходным и праздникам он будет разъезжать по улице Артема, а в будние дни по маршруту №8 – от Изумруда до Автомагазина. Автором троллейбуса-музея стала 19-летняя Мария Кайряк, водитель одной из машин депо №2, которая окончательно и бесповоротно решила свою жизнь связать с «рогатым». Для этого юная дончанка, которая закончила школу с золотой медалью, поступила в Харьковскую национальную академию городского хозяйства и уже через пару лет получит диплом по специальности инженера-электромеханика электротранспорта. С подачи начальника троллейбусного депо №2 Виктора Щербака девушка для воплощения своей идеи получила 20-летний троллейбус ЗиУ-9 (советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Аббревиатура ЗиУ происходит от полного названия завода-изготовителя - Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусный Завод имени Урицкого – ред.) «Это не списанный троллейбус. Он был отравлен в мастерскую на капитальный ремонт, а после обновления было решено сделать в нем музей к юбилею троллейбусного движения. Эту машину я запомнила еще будучи обычным пассажиром, она мне дорога, потому что на ней в свое время работала очень хорошая бригада и вообще я считаю, что у троллейбуса есть душа. Думаю, он отплатит добром за добро и прослужит еще 20 лет», - разоткровенничалась Мария. Кстати, по словам Виктора Щербака, на модернизацию будущего музея на колесах ушло порядка 30 тыс. гривен и около года усердной работы. Здесь полностью отремонтирована ходовая часть, заменены сиденья и переделано освещение. «СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ» Украшать троллейбус снаружи и внутри Маши помог ее 18-летний друг Валентин Первых, такой же фанат городского электротранспорта. Кроме того, он является членом общественной инициативной группы «За электротранспорт Донбасса!». Стоит отметить, что ребята познакомились более трех лет назад во время акции против закрытия трамвая в Макеевке, который летом 2006 года был «стерт с лица земли». В четыре руки энтузиасты в течение года размышляли над информационным наполнением и в итоге «нафаршировали» салон машины так: развесили нежно-голубые шторки, разместили раритетные и современные фотографии подвижного состава, информацию о троллейбусных маршрутах города и схемы экскурсий. Чуть позже музей обзаведется автоматическим информатором, из динамиков которого будет повествоваться о достопримечательностях шахтерской столицы. «В этом музее мы постарались соединить историю города и транспорта воедино, ведь наш Донецк развивался параллельно с троллейбусным движением», - пояснила Мария Кайряк. По ее словам, в ходе работы возникла проблема с группированием собранного материала, а вот вопрос, связанный с поиском фотографий для музея, вообще не поднимался. Еще бы, ведь Маша уже многие годы не расстается с цифровой «мыльницей» и считает себя фотографом-любителем. А в ближайшем будущем девушка планирует возобновить работу своего сайта www.mirtransporta.dn.ua, где в изобилии будут размещены работы самого молодого водителя депо №2. Приятной неожиданностью стал тот факт, что проезд в чудо-транспорте составляет 1 гривну. Кроме того, по словам Кайряк, в троллейбусе-музее можно устроить свадебный разгуляй. «Не надо нанимать несколько маршруток - здесь поместятся все приглашенные гости. По заранее согласованному маршруту машина будет останавливаться, чтобы молодожены смогли сфотографироваться с достопримечательностями Донецка, а гости в это время выпить шампанское», - объяснила 19-летняя девушка. Цена на индивидуальную экскурсию или для торжества будет колебаться от 300 гривен в час. Кондуктором и по совместительству смотрительницей музея будет Татьяна Звязка, которую Маша знает еще с тех времен, когда сама была рядовым пассажиром, ежедневно ездившим из дома в школу и обратно. «Надеемся, что люди, заходя в наш троллейбус, будут чаще улыбаться и чувствовать себя комфортно. Музей сделан для пассажиров и души!», - с улыбкой рассказала женщина, которая почти 12 лет проработала кондуктором в депо №2. Это не все сюрпризы, которые подготовили транспортники для жителей и гостей города: в середине января в этом знаменитом депо распахнет двери стационарный музей истории «рогатого» электротранспорта. Здесь будут представлены советские книги о троллейбусах, фотографии разных лет, форма водителей 60-80-х годов, а также часть самой машины. Таким образом, каждый посетитель сможет узнать об истории троллейбуса в Донецке. Таисия МИШИНА
» все новости
|