15.01.2010
КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ ИЗ-ЗА КАРАНТИНА ПОТЕРЯЛА ОКОЛО ТРЕХ МИЛЛИОНОВ ЧАСОВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, НО КАНИКУЛЫ И СУББОТЫ НИКТО ОТМЕНЯТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯСначала отдыхали на каникулах, потом болели, правда, только теоретически, потом снова отдыхали и, наконец, уже болели по-настоящему в связи с сезонной вспышкой заболеваемости гриппом и ОРВИ… Приблизительно так провели два последних месяца 2009 года донецкие школьники. Еще пару лет назад, скажи им, что можно вот так спустя рукава учиться, ребятня прыгала бы от радости до потолка. На этот раз затянувшиеся каникулы, плавно переходящие в два карантина, вызвали бурю негодования. Как рассказали «МК» в Донецком областном управлении образования, ежедневно к ним поступали сотни звонков от возмущенных родителей и детей. «Люди были крайне возмущены затянувшимся карантином и очень беспокоились о том, что из-за пропущенных занятий качество знаний может пострадать. Но мы не могли не выполнить распоряжение санитарно-эпидемиологической станции и возобновить учебный процесс!» - сообщила глава постоянной комиссии по вопросам образования и науки при Донецком областном совете Вера Немилостивая. РЕКОРД ПО ВТОРОГОДНИКАМ? Количество пропущенных уроков уже подсчитано. На 31 декабря пропуск занятий составил порядка 8, 5 недель, а если принять во внимание еще и январские две недели, то можно легко выйти на цифру в 10, 5 недель. То есть по большому счету Донецкая область просидела дома более двух месяцев. Работай бы сейчас нормы и правила советского времени, когда за 45 пропущенных дней «прогульщика» оставляли на второй год, 1131 школа региона рисковала бы обзавестись рекордным количеством второгодников. Ведь в среднем по области школы потеряли по 30 дней учебного времени. Причем, по уверению Юрия Соловьева, самые большие потери понесла именно Донецкая область и Севастополь. Остальные регионы отделались выборочным закрытием учебных заведений. «Так, Днепропетровская область была закрыта на карантин на 80%. Такого, как у нас, сплошного карантина нигде не было», - возмутился начальник областного управления образования. «Вот есть у нас институт инновационных технологий, который разрабатывает учебные программы. Ведь в нем знали о трехнедельных продленных каникулах, но учебные программы и планы они почему-то не потрудились скорректировать. Почему-то наш институт последипломного образования такие методические рекомендации разработать смог!» - добавил Юрий Иванович. Теперь учителям предстоит, судя по всему, уплотнить и так уплотненные уже, учебные планы, чтобы хоть как-то успеть вычитать необходимый материал. «Во время карантина мы также не сидели, сложа руки, а по телевидению и радио транслировали уроки. Так, за каникулы таких уроков было передано 17, за карантин – 14!» - подчеркнул Юрий Соловьев. Правда, тут же напрашивается вопрос, насколько ответственными оказались наши школьники и в каком объеме данные облоно задания были выполнены. Ректор областного института последипломного педагогического образования Алексей Чернышов рассказал, что такую информацию его сотрудники получат в ближайшее время. «Но уже сейчас можем сказать, что 11 января дети пришли в школу подготовленные», - подчеркнул он. Насколько это предположение соответствует действительности, покажут первые же самостоятельные работы. Правда, судя по опросам, проведенным среди учащихся учителями-предметниками, теле- и радиозадания выполнили не более 30 процентов одиннадцатиклассников. А некоторые девятиклассники вообще слыхом не слыхивали, что где-то что-то для них передавали… В любом случае наверстывать упущенное школам Донецкой области придется ударными методами. В первую очередь, к учебным программам, которые пришлось в корне пересматривать, будет применено так называемое уплотнение материала за счет объединения тем, использования межпредметных связей, обзорного либо самостоятельного изучения материала. Кроме того, в рекомендациях министерства образования роль спасательных кругов отведено так называемым резервным часам, за счет которых школьники смогут наверстать упущенное. Еще предлагается изменить время проведения экскурсий и использовать предусмотренные для проведения тематического оценивания уроки. НЕДЕЛИ ПРОДЛЕВАТЬ НЕ БУДУТ В любом случае каждая область, район или город, судя по рекомендациям министерства, выбирать методы наверстывания будет выбирать самостоятельно. Самым простым способом, казалось бы, является учеба по субботам. О перспективе перехода на шестидневку вплоть до мая текущего года говорили еще в начале декабря. Но в Донецком областном управлении образования заверили, что вопрос отработок по субботам как таковой вообще не стоит. «Скажите, кто будет работать по субботам – учителям ведь нужно будет оплачивать эти дни в двойном размере? А кто такие зарплаты платить будет? Поэтому субботы исключаются. Это что касается экономической стороны вопроса. Но есть и физиологическая составляющая – продолжительность учебной недели строго ограничено. Мне санстанция не разрешит продлевать неделю!» - объяснил Юрий Соловьев, правда, тут же добавил, что использование суббот возможно при условии полного соблюдения трудового законодательства. Кстати, в облоно заверили, что весенние каникулы у школьников несмотря ни на что состоятся. «Я лично проводил за эти два месяца родительские собрания, на которых мы решили, что будем давать задания нашим учащимся и проводить консультации. И мы никого не будем спрашивать, проводить ли нам консультации на каникулах. Мы спросим об этом родителей. Потому что на каникулах учителя будут работать и смогут консультировать детей. Да и в рекомендациях министерства образования четко написано – право составлять расписание принадлежит школе. Поэтому мы сейчас продумываем вариант, когда девятиклассники и одиннадцатиклассники будут по субботам посещать не урочные формы занятий, а индивидуально-групповые. Ведь у нас впереди контрольные работы и внешнее независимое оценивание», - поделился опытом наверстывания упущенных учебных часов директор ООШ №61 Киевского районного в г. Донецке совета Андрей Удовенко. Такую позицию педагогов понять несложно. В 2009 году уровень прохождения учащимися Донецкой области внешнего независимого оценивания существенно повысился. Благодаря карантину, этот показатель удержать будет проблематично. «Ведь спросят всегда с учителя!» - подчеркнул Юрий Соловьев. Более того, в этом году ситуация может еще усложниться и тем, что условия, так сказать, окончания учебного года будут изменены. «Все мы 27, 28 мая прозвеним последними звоночками и 31 мая выдадим нашим выпускникам аттестаты, а 1 июня они уже начнут поступать в вузы. То есть, понимаете, да? Вышли за школьные двери и – бантик! Сдавать ВНО они уже будут не как учащиеся школы, а как абитуриенты!» - объяснил важность качественной подготовки выпускников к тестам Юрий Иванович. На фоне всех школьных проблем, проблемы высших учебных заведений кажутся несущественными. Ни на каникулах, ни на длительности семестров карантин не повлиял. «Все наши вузы сейчас имеют абсолютно разные сроки семестров. С 4 января у нас уже начались сессии и приблизительно 3 февраля они закончатся. Кроме того, учебная программа будет сжата. Мы сможем это сделать в связи с тем, что все вузы перешли согласно Болонскому процессу на кредитно-модульную систему!» - подчеркнул заведующий сектором по вопросам науки и высшего образования Игорь Селезнев. На вопрос, будет ли компенсирована студентам-контрактникам, уже оплатившим учебу за весь семестр, Игорь Николаевич ответил: «Студенты оплачивают полученные знания, а не количество часов! А знания за счет уплотнения программы они получат». Дарья КИЯНИЦА
» все новости
|