11.02.2010
ХОХОЛ НА БАМПЕРЕ. ПОДПОЛКОВНИК МИЛИЦИИ 25 ЛЕТ КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ НОМЕРНЫЕ ЗНАКИХобби заместителя начальника факультета безопасности дорожного движения Донецкого юридического института, подполковника милиции Анатолия Святенко, с одной стороны, является делом если не всей жизни, то, по крайней мере, последних 25 лет уж точно. С другой же стороны, его коллекция номерных знаков, насчитывающая более тысячи экземпляров, является учебным пособием на лекциях и семинарах для будущих сотрудников ГАИ. Без преувеличения - это одна из крупнейших коллекций в нашей стране.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «ЗАПОРОЖЦА» «Моя коллекция берет начало фактически с 1985 года. Я тогда купил ушастый «Запорожец» белого цвета и его временный номер стал первым экземпляром. Это был бумажный вариант, который вешался на лобовое стекло спереди и сзади», - вспоминает Анатолий Андреевич, который тогда работал в дорожном строительстве. Спустя год Святенко уже пополнил ряды гаишников, проработав 17 лет на Ясиноватском посту. Но к систематическому собирательству подполковник подошел лишь, когда потянуло на романтику – занялся преподавательской деятельностью. «Коллекция используется в учебном процессе: я читаю дисциплину «Дорожно-патрульная служба», а в одной из тем рассказывается о номерах, документах, техпаспортах. И чтобы не показывать на пальцах, я стал приносить номера на занятия. Как и у любой ценной бумаги, у номера есть степень защиты: логотипы, стикеры, невидимые знаки, особые штампы, размер шрифта, толщина буквы – все имеет значение», - объяснил кандидат экономических наук.
СТАЛЬ ЗАМЕНИЛИ АЛЮМИНИЕМ Постепенно коллекция Святенко начала расширяться – к советским номерам прибавились украинские и иностранные. Сейчас она насчитывает чуть больше тысячи экспонатов из 60 стран мира. «Сложно доставать номера из-за границы, особенно если они в металле. Сейчас для их изготовления используется исключительно алюминий – не ржавеет, прекрасно держит форму и на нем хорошо держится светоотражающая пленка, ну а если номер одноразовый – транзитный – его делают из пластика. А вот в советские времена номера делали из недолговечной стали», - рассказал подполковник милиции. Все номера оригинальные, правда, есть дубликаты эксклюзивных, к примеру, капитана сборной Украины Андрея Шевченко с наклейкой итальянского «Милана» и надписью «ШЕВА». Имеется отдельная стопка поддельных номеров, которые изымаются сотрудниками ГАИ. Пополнять коллекцию помогают курсанты, родители которых работаю в МРЭО в разных городах нашей страны, а также знакомые, гоняющие машины из Европы. Взять хотя бы Германию – в этой стране на номера клеятся стикеры, которые невозможно содрать. «Это прототип нашего техосмотра. У нас на лобовом стекле крепится талончик, а у немцев на переднем номере – шестиугольный стикер, меняющий цвет каждые четыре года. Он не выгорает, хорошо держится, несмотря на непогоду. Здесь же указано, до какого числа он действителен и город регистрации автомобиля», - пояснил Анатолий Святенко, добавив, что немецкие знаки самые совершенные, и их практически невозможно подделать или перебить. Во время экскурсии-интервью замначальника факультета безопасности дорожного движения показывает знак украинских миротворцев в Косово, где черным по белому написано «UN-10402». Его привез коллекционеру коллега, который полтора года работал по контракту в горячей точке. Похвастался Анатолий Андреевич редким экземпляром, т.е. флаговым номером для правительства. Такие выдавались до 2004 года народным депутатам, губернаторам, министрам. «У меня с цифрой «23» и принадлежал он тогдашнему министру труда и социальной политики Михаилу Папиеву», - сказал он. А вот калифорнийские номера в кабинет Святенко попали из Херсона: люди купили в Америке б/у автомобиль и на пароходе доставили его в Украину. Как истинный украинец, Святенко не мог обойти знак с надписью «ХОХОЛ». Но, рассмотрев его поближе, я выясняю, что это всего-навсего наклейка за пару гривень. Дело в том, что наклейки типа «свадьба», «молодожены» и прочее ни в коем случае нельзя накладывать на номерные знаки. Где-то рядом – можно, а вот закрывать номера по законодательству не разрешено.
«AL CAPONE» Самый старый знак в коллекции принадлежал не водителю автомобиля, а велосипедисту. В 50-е года прошлого столетия по желанию владельца двухколесного транспорта в исполкоме по месту прописки ему выдавали номера. Обычно закрепляли знак болтом или шнурком сзади. Такое удовольствие стоило символические три рубля. В стоимость входил техпаспорт и номер - эмалированный или из жести. Одним из последних номеров в коллекции Святенко стал оригинальный подарок начальника факультета безопасности дорожного движения, подполковника милиции Михаила Николаевича Уздемира, доставленный из США сувенир – номер прославленного мафиози «AL CAPONE». Коллекционеру приятно осознавать, что руководство института в лице ректора Виктора Николаевича Бесчастного всячески поддерживает его увлечение, разрешив разместить часть экспозиции в личном кабинете Святенко. Тысяча экземпляров – не предел, в мечтах Анатолия Андреевича собрать эксклюзивные номера с московской «Олимпиады-80», а также Африки, Японии, Индии, Вьетнама и маленьких государств таких как Люксембург, Ватикан и Монако.
Таисия МИШИНА
К Евро-2012 Анатолий Святенко планирует выпустить справочник-каталог автомобильных знаков стран мира, который облегчит работу пограничникам, таможенникам и работникам ГАИ.
» все новости
|