12.02.2010
С БАМБУКОМ НАПЕРЕВЕС. ДОНЕЦКИЕ САМУРАИ ВЫИГРАЛИ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ ПО КЕНДО Икебана, суши, кимоно, хокку… все это давно перестало быть чем-то экзотичным, невиданным. Чтобы познакомиться с этими понятиями, совершенно необязательно ехать в Японию или изучать японский язык. Исключение составляют лишь восточные единоборства – какими бы опытными бойцами не были местные сэнсэи – истинного уровня мастерства можно достичь лишь на родине боевых искусств. Не стало исключением и кендо («путь меча»: кен – меч, до - путь) – легендарный вид японского фехтования. В Европе, где проживают тысячи японцев, кендо очень популярно уже более 40 лет, в России - соседке Японии - экзотичным спортом увлеклись 20 лет назад, и только 10 лет назад это единоборство дошло до Украины. И во многом благодаря одному дончанину – ныне сэнсэю кендо – Александру Чайке. И хотя до вершин кендо украинцам еще очень далеко, первые успешные шаги в этом искусстве они уже сделали: в декабре в Харькове украинские самураи провели свой I Чемпионат Украины по кендо. Дончане - ученики Александра - выступили достойно: завоевали первые места в женском и мужском индивидуальных разрядах, и второе командное место на турнире. «МК» встретился с сэнсэем и узнал, кто же в Донецке занимается кендо, зачем самураям бамбуковые мечи и сколько стоит подобное удовольствие.
НАЧАЛО ПУТИ Александр - крепкий сорокалетний мужчина, по образованию инженер-технолог. За свою жизнь успел достичь успехов во многих видах восточных единоборств: дзюдо, вольная борьба, каратэ, айкидо… Даже стал мастером спорта по велосипедному спорту, но всю жизнь искал чего-то особенного. «Меня всегда привлекало оружие, фехтование. Когда узнал о кендо, то долго искал учителя. И вот в 1998 году мне посчастливилось его найти – в японском посольстве в Киеве», - рассказывает Александр. Японцы занимались кендо для себя и официально никакого обучения не вели. Но после того, как отдельные «страждущие» украинцы попросились к ним на занятия – небольшую группу все-таки сформировали. - Нас было всего пятеро плюс работники посольства, охранник. Мы занимались в небольшой информационной комнате, увешанной плакатами и другой «рекламой» Японии. Целый год шли тренировки, ради которых я каждые выходные ездил в Киев. На второй год желающих стало гораздо больше – человек 30-40, и мы перебрались в другой зал. После двух лет занятий японцы пригласили мастеров кендо для нашей аккредитации. Кендоисты ехали из России в Польшу, и по пути заехали к нам. Вот так все и началось. Все эти годы мы продолжали обучение, повышали свой уровень, учили новичков и мечтали о своей федерации. И только в 2009 году нам удалось ее зарегистрировать, и даже провести первый чемпионат. Кроме того, наши спортсмены в апреле впервые смогут принять участие в Чемпионате Европы по кендо. - Неужели украинские самураи уже настолько профессиональны? - Нет, что вы! Украинский уровень довольно слабый. И едем же туда первый раз – нам бы посмотреть, получить опыт, заявить о себе.
СИНЯЯ ФОРМА СКРЫВАЕТ СЛЕДЫ КРОВИ - Это опасный вид спорта? Все-таки вы используете мечи… - Нет. Сейчас в кэндо используется бамбуковый меч – синай. (Александр достает длинный тонкий чехол и вынимает из него бамбуковую палицу). Вот смотрите, синай состоит из 4 пластин, обрамленных двумя кожаными рукоятками – длинной и короткой. Этот «бамбуковый предмет» достаточно легкий и не острый. С ним и проводят тренировочные бои. Также мы используем бокуто - деревянный меч, но им уже можно сделать больно, он тяжелый и не для новичков. Ну и, конечно же, у нас есть катана – в прошлом боевой, а ныне спортивный меч для мастеров. - Милиция не останавливала? А то идет человек с подозрительной палицей на плече… - Сейчас ребята особо не жалуются, а раньше, лет 8 назад, было дело. Но когда мы доставали синаи, то милиционеры делали удивленное лицо (смеется). Не могли понять, что это. А так, в основном люди думают, что мы рыбаки. Бамбуковый меч – это ж не опасное оружие, а вот если нужно перевезти настоящий меч, то без документов о том, что он не является холодным оружием не обойтись. А пока будут выяснять, можно потерять много времени, у нас так и на поезда опаздывали. Ну и желательно с собой иметь документ Донецкой областной федерации, что это необходимый инструмент для данного вида единоборств. Но меч можно носить только в закрытом чехле, нельзя доставать, держать в руках. В Японии есть такая хорошая поговорка: «Хороший меч должен всегда оставаться в ножнах, если его достали, то он обязательно кого-то убьет». Именно для этого он и вынимался. Смысл – десять раз подумай, нужно ли применять силу.
ЕДИНСТВЕННЫЙ СЭНСЭЙ - Как так получилось, что в Европе стало модным самурайство? - Там очень много клубов. Но это ж экзотика! Необычное единоборство, где важна не физическая сила, а сила духа. В Европе другой уровень жизни другой, они не такие агрессивные, как мы. У нас популярен бокс и другие агрессивные виды, а там уже есть тяга к чему-то аристократичному. Вообще кендо – аристократичный вид боевого искусства, так как в древней Японии носить меч имели право только аристократы, простому люду такая роскошь была недоступна. Вот и оттачивали свое мастерство самураи в узком кругу «посвященных». Тогда же и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом». Сейчас самураем может стать кто угодно – было бы желание. - А кто в Донецке посещает ваши занятия? - Группа небольшая – человек пятнадцать, среди них есть пара женщин. Но кендоистов не может быть много – это же, в первую очередь, философия, искусство самообладания, а не спорт или фитнес. Хотя физическая нагрузка большая, вес сбрасывается быстро. - Сколько в Украине сэнсэев? - В Донецкой области – я единственный сэнсей, а в Украине нас человек пять. Сэнсэй – это как в армии - есть звание, а есть должность. В каждом клубе должен быть один сэнсэй, учитель, но не всегда он соответствует занимаемой должности по своему мастерству. Клубов-то по стране открылось много: Ивано-Франковск, Черкассы, Ровно, Днепропетровск, Харьков, Севастополь, Николаев… В Донецкой области есть еще клуб в Красноармейске. Единственное, наша федерация не поддерживает связь с Киевом, они даже создали отдельную федерацию. Сэнсэи постоянно должны повышать свой уровень – каждый год какие-то экзамены, проверки. Через год после получения первого дана можно сдавать на второй, через два года после второго – на третий. Через три года - на четвертый. И так далее… А всего в кендо 10 данов, но даже самые лучшие мастера в Японии имеют только 9. В Европе – 6-7. У меня – третий, чтобы сдать на 4-й дан, мне нужно ехать в Японию, или найти на экзамен не меньше 7 кендоистов выше 5 дана. Один мастер аттестовать не может. - А часто приезжают японские мастера? - Мы стараемся их приглашать хотя бы раз-два в год на семинары. Европе легче – там многие японские мастера живут. - А что еще нужно для того, чтобы заниматься кендо? - Кроме меча, нужна еще экипировка – богу. Это защитное снаряжение, созданное на основе средневековых доспехов японских воинов: мэн – маска, защищающая лицо, голову, шею и ключицы; котэ – защитные рукавицы для кистей и предплечий; до – элемент защиты на тело, закрывающий грудь и живот; тарэ – подол или защитный пояс, прикрывающий нижнюю часть живота и бедра. - И где это можно достать? - Мы заказываем через интернет. А сначала можно заниматься в спортивном костюме. Тем более, экипировка стоит дорого и человеку нужно точно знать, что он будет заниматься кендо серьезно. К примеру, в среднем синай стоит 31 доллар. Но так как бамбук быстро ломается, то лучше всего брать два синая – пластины в нем переставляются, можно самому ремонтировать свой меч. Одежда кендоиста - кэйко-ги - стоит 62 доллара. Она темно-синего цвета, чтобы на ней не было видно пятен крови. Но женщины могут заниматься и в белом. А вот комплект защиты самый дорогостоящий – от 250 долларов и выше. Правда, защиты хватит на несколько лет, плюс экономия на обуви – кендо можно заниматься только босиком. Один из учеников Александра, Владимир рассказал «МК», что ученики приезжают за час до начала занятий и моют полы в зале: «Это и приятно заниматься в чистоте, - мы же босиком, да и приучает к послушанию учителю». - Вы были в Японии? - Нет. Хотя, понятное дело, японской культурой и философией очень интересуюсь, иначе этого вида единоборств просто не понять. Я очень надеюсь туда попасть, но мне важно не страну посмотреть, а попасть в какую-то сильную школу, к настоящим мастерам.
Наталия БАРБИР
» все новости
|