09.04.2010
МОЛЧАНИЕ – ЗНАК СОГЛАСИЯ. УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС РАБОТАЕТ ПО НОРМАТИВАМ 40-50 ГОДОВ ПРОШЛОГО ВЕКА? Как живет бизнес, так живет вся страна. Похоже, таким негласным постулатом решило воспользоваться нынешнее правительство. Судя по количеству принятых поправок в действующие законы, касающиеся предпринимательства, в деле борьбы с кризисом Украина действительно сделала ставку на бизнес. Начали с сокращения перечня видов хозяйственной деятельности, требующих лицензирования, и ввели принцип «молчаливого согласия» в отношениях с контролирующими органами. В перспективу заложили снижение налогов - в надежде компенсировать потери, которые понесли отечественные предприниматели с начала кризиса. О том, как выжить среднестатистическому предпринимателю во времена перемен, чего бояться и на что надеяться, «МК» расспросил аналитика по юридическим вопросам проекта «Инвестиционный климат в Украине» Сергея Глущенко.
ПРОВЕРЯЮТ ТАМ, ГДЕ ХОТЯТ
Главной и, по сути, самой наболевшей в украинском бизнесе является проблема его взаимодействия с контролирующими органами. По словам Сергея Глущенко, ни в одной из стран ЕС предпринимателей не проверяют так часто, как в Украине. И дело даже не в обостренном чувстве ответственности за качество продукции и услуг. «Контролирующие органы проверяют там, где хотят, а не там, где нужно!» - подчеркнул аналитик. Ежегодно в Украине проверяются две трети предприятий. Причем, частные предприниматели привилегий в данном случае не имеют – их проверяют также часто. «Это удивительная ситуация! Масштабы малого бизнеса в разы меньше, а контроля столько же. В Европе уровень проверок колеблется на уровне 10-15%, но никогда не доходит до 2/3!» - подчеркнул Сергей Глущенко. По его словам, эти цифры говорят об агрессивном отношении органов контроля к бизнесу. «Это подтверждает и количество проверок… Юридические лица проверяют в среднем 5-6 раз в год. Ситуация с ЧП еще жестче – их проверяют в среднем по 7 раз в год», - добавил аналитик. В большинстве случаев проверки приводят к уплатам штрафов и непредвиденным платежам, из-за которых украинский бизнес стал беднее на 2,4 миллиарда гривен.
Путем нехитрых подсчетов количества контролирующих органов, которых в Украине 89 (!), шквал проверок может показаться вполне оправданным. «Если добавить структуры, на которые не распространяется закон о государственном контроле, то получится около 100 контролирующих органов. Для сравнения: в Латвии их порядка 16, в Грузии – 19, в Армении – 19, в Сербии – 30», - объяснил Сергей Глущенко.
Еще одной существенной проблемой является достаточно субъективное отношение к группам риска субъектов хозяйственной деятельности. «Разделение на группы кое-кто уже и осуществил, но неудачно и некачественно. И на периодичность такое разделение все равно не повлияло. Для предприятий, входящих в группу высокого риска, количество проверок сохранилось на уровне 4 раз в год. Реформа продолжает буксовать, общество стоит на месте. Взять, к примеру, тот же Госпотребстандарт, который до недавно к группе наивысшего риска причислял 82% субъектов хозяйственной деятельности. То есть потенциально весь украинский бизнес для Госпотребстандарта являлся очень и очень опасным!» - заявил Сергей Глущенко.
Потери отечественные предприниматели понесли и в связи с большим количеством требуемых для осуществления деятельности разрешений. «Результаты исследований показали, что более половины всех субъектов вынуждены были получать те или иные разрешения. Для ЧП эти цифры были еще большими. На протяжении года юридические лица получали 4-5 разрешений, ЧП – 2-3 разрешения. Эти процедуры требуют определенных затрат. Так бизнес потратил еще около 3 миллиардов гривен», - подчеркнул аналитик.
НЕ БЕЗОПАСНОСТЬ, А ФОРМАЛЬНОСТЬ
Странной на фоне пристального внимания к бизнесу выглядит ситуация с техническим регулированием норм и правил. Не секрет, что Украина задекларировала себя как страна, которая хочет иметь зону свободной торговли, правда, пока не понятно с кем именно. И если мы хотим работать с другими странами, то должны согласовывать стандарты с ними, то есть продукция отечественных производителей должна соответствовать международным стандартам. Интересно, что данное правило у нас не распространяется на импортные товары. Получается, что само государство дискриминирует отечественного производителя, когда заставляет соответствовать гостам и нормативам, разработанным еще в советские времена», - объяснил Сергей Глущенко. По его словам, нормы и правила ведения хозяйственной деятельности следует пересмотреть и обновить. «Мне приходилось встречать документы 40-х и 50-х годов ХХ века», - добавил аналитик. По его словам, 16 тысяч различных ГОСТов рассчитаны не на обеспечение безопасности в деятельности, а на формальности. К примеру, огнетушитель в помещении требуется вешать на высоте 1,1м. Отклонение даже в пару сантиметров уже является нарушением. Известны случаи, когда поводом для штрафов являлась, скажем, разница в пару миллиметров в ширине ступенек...
Кроме того, эксперты считают, что в качестве оздоровления отечественного бизнеса желательно было бы отменить обязательную сертификацию для деятельности с низким уровнем риска и внедрить новую систему рыночного надзора. «Контроль за рыночной торговлей зашел в тупик. Госпотребстандарт рапортует о большом количестве нарушений и проверок, но эффекта от этого нет никакого. Возникает вопрос, почему нет изменений? Потому что нормы не эффективны», - подчеркнул Сергей Глущенко.
САНКЦИЯ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
Большие надежды предприниматели возлагают и на реформирование системы лицензирования. «Сейчас на подготовку и регистрацию техусловий уходит порядка трех месяцев, что также влечет за собой финансовые потери в размере 3 миллиардов гривен в год. Этой суммы хватило бы, чтобы, скажем, нанять четверть миллиона работников со среднегодовой зарплатой. В Украине насчитывается 290 тысяч чиновников. На сумму этих потерь можно было бы оплатить работу этих госслужащих на протяжении целого года», - подчеркивают эксперты. Чтобы решить проблему разрешительной системы в Украине с недавних пор действует система так называемого «молчаливого согласия» – предприниматель имеет право начать свою деятельность без разрешения, если оно не было выдано разрешительным органом в срок или в случае не выдачи отказа. Данная норма в украинском законодательстве была принята впервые и была заимствована у других стран. «Бизнес не должен стоять, должен работать, создавать рабочие места. Это, прежде всего, санкция для нерасторопных чиновников. Как она работает? Начинается все с подачи необходимых документов. Если срок выдачи не предусмотрен законом, то он равняется 10 дням. К слову, абсолютное большинство разрешений не имеет сроков, установленных законов», - рассказал Сергей Глущенко. Кроме того, существенно был сокращен перечень лицензий, ограничивающихся теми или иными сроками. Было отменено 8 видов хоздеятельности, которая подлежит лицензированию. 55 видов лицензий остались бессрочными.
Главной же победой Сергей Глущенко считает Закон Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины об упрощении условий ведения бизнеса в Украине», который предусматривает сокращение в 100 раз минимального уставного капитала, необходимого для создания предприятия с ограниченной ответственностью – с 9000 до 90 долларов.
Ко всему прочему, в 2010 году Украина намерена снизить налоговую нагрузку на бизнес до 30,9% ВВП. По словам заместителя министра финансов Татьяны Ефименко, налоговая нагрузка в ряде европейских стран составляет 33-40%, в США - 22%. Вкупе с вышеперечисленными изменениями такая активная позиция кажется как минимум интересной. Осталось дождаться, чтобы реформы эти в реалиях устаревшей системы норм и правил, о которой говорил Сергей Глущенко, окончательно не затерялись.
Дарья КИЯНИЦА
» все новости
|