13.05.2010
Пиво как еда. Ничего, кроме солода, хмеля и воды…«Я давно варю пиво и еще помню времена, когда пиво было пивом, а еда – едой», - с улыбкой сообщил бородатый пивовар, показывая журналистам, как правильно надевать одноразовую шапочку. Халаты на нас уже были, и экскурсия по цеху розлива пива началась. Как очевидец могу сообщить, что пиво на «Сармате» действительно варится по немецкому закону от 1516 года о чистоте пива. Как известно, знаменитый «Das Reinheitsgebot» в том числе гласил: «…мы настаиваем, чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива, кроме солода, хмеля и воды…». Так вот, нам показали и солод, и хмель, и строящийся новый корпус комплекса по очистке воды. В него предприятие вкладывает 3 миллиона долларов и, по словам директора завода Игоря Тихонова, с идеально очищенной водой пиво в Донецке варят просто исключительное. По признанию чешских пивоваров, владельцев лицензии пива «Velkopopovicky Kozel», по вкусу, мягкости и другим характеристикам наша вода максимально близка к знаменитой пльзеньской.
Кстати, человек, который варит пиво в Донецке, и былинный бородатый пивовар из многочисленных билбордов и рекламных роликов «Сармата» похожи как две капли воды. Потому что это один и тот же человек. Не знаю, кому пришла идея использовать как рекламную модель технического директора завода ирландца Джона Каткарта, но ее стоит признать удачной. Джон варит пиво уже тридцать лет и действительно помнит времена, когда на пивзавод не надо было заходить, как в больничную операционную:
- Понимаете, пиво имеет крепость в четыре градуса и pH около 4. В такой среде вредные для человека бактерии просто не могут размножаться. Это напиток, который в древние времена спасал людей Северной Европы от эпидемий. На юге воду для обеззараживания мешали пополам с вином. Но в середине 90-х ХХ в. в Европе начали диктовать моду глобальные сети супермаркетов. А для них что молоко, что хлеб, что пиво – все едино. Все должно соответствовать общим стандартным санитарным требованиям к производству. Так пиво превратилось в еду, – с грустью пошутил Джон Каткарт.
Технический директор «Сармата» - и сам типичное дитя глобализации. Сам ирландец работает на корпорацию «SABMiller», основанную в Южной Африке и имеющую центральный офис в Лондоне, а в Донецк пивовар приехал вообще из России. Почти год он прожил в Калуге, где расположен один из заводов «SABMiller Russia». Донецк, по признанию Джона, стал приятным контрастом после провинциальной Калуги, сохранившей многие черты советской эпохи: «Когда после Калуги я попал в Донецк - европейский город с развитой инфраструктурой, нормальными магазинами, театрами и роскошным стадионом, - я, наконец, вздохнул свободно!».
Над рабочим столом технического директора «Сармата» наряду с деловыми «напоминалками» висит афиша донецкого театра оперы и балета на текущий месяц. Под каждой строчкой заботливой рукой ассистента Виктории – перевод на английский. Практически на каждых выходных Джон посещает наш оперный театр. Не забывает и футбольные матчи на «Донбасс Арене». Хотя опера, говорит Джон, все же ближе. Когда его навещает супруга, которая обычно живет под Лондоном, чета Каткартов посещает донецкие театральные постановки вместе.
Кстати, о «САБМиллере». Кто не знает, международный пивной гигант «SABMiller» в Донецке уже полтора года - с тех самых пор, как вошел на украинский рынок, купив компанию «Сармат». С директором ЗАО «Сармат» Игорем Тихоновым мы тоже смогли познакомиться. Игорь - человек оптимистичный. В ситуации, когда донецкая компания занимает 4% рынка Украины, а ТРИ крупнейших конкурента - 90%, доля его предприятия может только прирастать.
- Насколько я помню, приобретение группой «SABMiller» компании «Сармат» совпало с началом глобального кризиса. Как Вы работали в этих нелегких условиях?
- Да. Все знают, что как раз в тот нелегкий год компания «SABMiller» приобрела ЗАО «Сармат». За год нам удалось уменьшить показатели убыточности завода в три раза. Удалось значительно сократить расходы компании по содержанию завода, однако мы еще находимся в пути к точке безубыточности. В денежном выражении продажи выросли на 6%, притом что, как я уже говорил, вся пивная отрасль ощутила значительный спад.
Что касается всей индустрии, то пивовары, к сожалению, так же, как и все другие, стали заложниками кризиса. Может быть, наши потери не столь значительны, как, скажем, в металлургии, но они более чем ощутимы. В целом по отрасли продажи упали более чем на 6%. В нашей отрасли кризис начался очень нехарактерно. В августе прошлого года мы почувствовали, что продажи просто «валятся». Произошло это не с одним, а сразу со всеми производителями. Свою роль в этом сыграло и повышение пивного акциза на 93%, когда цена на полке заметно возросла. В итоге конец лета и вся осень для пивоваренной индустрии была тяжелой. Больше всего пострадали торговые марки, рассчитанные на массовый сегмент (средняя цена), а также премиум и суперпремиум. Попросту люди стали переключаться на более дешевые сорта пива. Ну и последний «результат» введения акциза – это соотношение бутылки водки и того количества бутылок пива, которые можно купить на эти деньги. Многие стали делать свой выбор в пользу водки. Это не самый лучший показатель здоровья нации.
Что касается наших марок, марок компании «SABMiller», то мы сумели сохранить положительную динамику. Если брать сегмент премиум-пива, то рост показали три ведущие торговые марки в стране – это «Золотая бочка», «Велкопоповицкий козел» и «Старопрамен». Из них «Золотая бочка» и «Велкопоповицкий козел» произведены на ЗАО «Сармат». И практически единственный, кто вырос на фоне падения продаж суперпремиального сегмента, это опять-таки наша марка – «Miller».
- Почему у вас ситуация лучше, чем у других?
- Не для красного словца хотелось бы отметить: свои успехи мы связываем не только с «именами» торговых марок, а еще и с тем, что свою продукцию мы изготавливаем из правильных – исключительно натуральных - ингредиентов. Еще в Средние века немцы поставили пивоварам условие, что пиво может быть изготовлено только из трех компонентов: солод, хмель и вода. Это известный «Закон о чистоте пива». Смею заверить, что именно из этих трех компонентов сварено пиво «Сармат». Я не хочу и не буду ругать чужое пиво, но потребителю стоило бы повнимательнее читать этикетки. И обращать внимание, если в составе пива появляются такие «компоненты», как аскорбиновая кислота, мальтозная патока, рис, консерванты…
Отдельно хотелось бы отметить качество воды, из которой мы варим пиво. Качество воды для нашей продукции мы обеспечиваем с помощью специальной системы водоочистки и водоподготовки, уже запущенной в действие. Также в этом году мы планируем закончить постройку огромного комплекса, который позволит нашей воде быть если не уникальной, то просто лучшей в Украине.
- Скажите, развитие рынка слабоалкогольных напитков, а также засилье точек продаж так называемого «живого» пива влияет на продажи пива бутылочного?
- Рынок слабоалкогольных напитков не является конкурентом на рынке пива. В первую очередь, этот рынок имеет узкую направленность и при этом занимает небольшую нишу в процентном отношении на рынке в целом. Что касается «живого» пива, то нужно понимать, что продавцы этого продукта часто вводят в заблуждение своих покупателей. Мы все взрослые люди, мы понимаем, что, если мы сорвали клубнику с грядки, она останется такой же красивой всего несколько дней. То же самое с пивом: все, что имеет срок годности больше одной недели, вряд ли может быть непастеризованным. Поэтому торговые точки лукавят, называя все пиво, которое они продают, живым… Я был в одной такой точке и поинтересовался, чем отличается пиво, которое наливается из кега (бочки), от того, которое продается в бутылке? И продавец сказал, что бутылочное пиво якобы делается из порошка, а то, которое разливается из кега, якобы чистое и живое. Это просто абсурд! Что касается пива, произведенного на «Сармате»: и в бутылке, и ПЭТе, и в банке, и в кеге – абсолютно одинаковое, качественное натуральное пиво, которое варится, бродит, дображивает и вызревает от 16 до 18 дней. Все остальное – от лукавого.
- На сколько процентов загружен завод «Сармат» в настоящий момент и на сколько больше он может производить вообще?
- В летний период завод загружен практически на 100% процентов. После сезона загруженность, соответственно, падает. Максимальная мощность завода равна 2,5 миллиона гектолитров в год. В прошлом году мы произвели 1,2 миллиона гектолитров продукции.
- А будущий год уже планировали?
- Да. В 2010 году мы собираемся повысить объемы наших продаж на 10 - 15%. Притом что в целом отрасли все аналитики прогнозируют падение до 5%. Кроме того, планируем рост покрытия на стратегических для нас территориях до 60% и покрытие своей домашней территории до 100%. Те, кто нас любит и привык к нашим «историческим» сортам пива, оценят новый дизайн этикетки «Жигулевского» и «Доброго Шубина». Эти марки будут отстраиваться от основной линейки торговой марки «Сармат». Мы считаем, что «Жигулевское» и «Добрый Шубин» - это вполне самостоятельные марки, они так и воспринимаются потребителем, и новые этикетки просто закрепят их самостоятельность.
Дмитрий ДУРНЕВ
» все новости
|