20.05.2010
Имидж – все. В Донецке жестко раскритиковали проект закона, призванный возродить СЭЗ и ТПРВ минувшую среду на заседании в Донецком областном совете чиновники и эксперты в пух и прах разгромили инициативу Министерства экономики Украины с 1 января 2011 года разрешить создание территорий перспективного развития. Донецкие эксперты уже нарекли их гибридом СЭЗ и ТПР. «Данный проект закона готовил еще экс-министр экономики Богдан Данилишин (в правительстве Юлии Тимошенко - авт.). Нынешний, Василий Цушко, я так понимаю, его просто озвучил, - отмечает заместитель председателя Донецкого областного совета Владимир Ишков. – Это и подвигло нас срочно собраться, озвучить наши предложения и отправить их в Киев».
Свободные экономические зоны действовали в Украине с 1998 по 2005 год, пока их не упразднила «оранжевая власть». Целью упрощенных зон было создать новые рабочие места и модернизировать производство за счет привлечения инвестиций на льготных условиях. Однако, усмотрев в этом злоупотребления, государство ликвидировало льготы для инвесторов и – нонсенс - отменило собственные гарантии.
«
ГИБРИД» ОТ МИНЭКОНОМИКИ
Формально СЭЗ и ТПР существуют и сейчас. Однако радикальные действия украинского государства вызвали недоверие предпринимателей: одни свой бизнес попросту свернули, другие – до сих пор отстаивают свои права в судах. «Судебные процессы еще не закончились. Сегодня с нами судятся пять предприятий. Они в установленном законом порядке изыскивают свои потери, – говорит первый заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Сергей Дергунов. – Я помню, как в разгар заседания в 2005 году, на котором присутствовала Юлия Тимошенко, представитель японской компании «Ямаха» вышел из зала со словами: «Я больше в Украинку не приду». То есть доверие инвесторов подорвано. Но если они увидят, что справедливость восторжествовала… Имидж государства необходимо восстанавливать».
Доктор юридических наук, заведующая сектором института экономико-правовых исследований НАН Украины Елена Зельдина напомнила, что не так давно подобная ситуация сложилась в Польше. «Из-за внесения изменений в законодательство по СЭЗ государству пришлось возмещать убытки инвесторам. На эти цели было направлено порядка 2-3 млрд долларов. При этом экономика Польши только выиграла, потому что доверие подорвано не было. Представители бизнеса не боялись, что завтра все кардинально изменится, как это произошло в Украине», - отметила Елена Владимировна.
ПЯТЬ ПРИЧИН
Несмотря на то что законопроект «О территориях перспективного развития» будет рассматриваться 27 мая во Львове на Совете регионов под председательством президента Украины Виктора Януковича, эксперты уже сейчас называют явные его недоработки и ошибки. Елена Зельдина озвучила несколько причин, по которым инициативу министерства экономики невозможно претворить в жизнь.
Причина первая. По словам Елены Владимировны, новый проект закона противоречит Таможенному и Хозяйственному кодексам. «В Таможенном кодексе прописано, что специальная таможенная зона может быть установлена исключительно законодательным актом. В свою очередь, сегодня министерство экономики предлагает дать право это делать Кабмину, что уже априори противоречит действующему законодательству Украины и вносит путаницу», - отметила она.
Также специалисты недоумевают, что именно означает понятие «территории перспективного развития»? В Хозяйственном кодексе существует раздел, в котором поясняется, как работают специальные экономические зоны и другие режимы, однако о территориях перспективного развития ни слова. «Анализ показал, что по содержанию это гибрид между СЭЗ и ТПР, причем не в лучшем, а в худшем его варианте», - заметила Елена Зельдина.
Причина вторая. Согласно новому законопроекту минимальная ставка инвестиционных вложений на территории приоритетного развития (до 50 тысяч населения) составляет 10 млн евро. В пояснительной записке экономическое обоснование данной цифры отсутствует. Когда работали специальные режимы в Донецке и минимальная ставка инвестиций составляла 1 млн долларов, было много критики. Эту сумму называли неподъемной для инвестора. Поэтому, принимая законы о СЭЗ и ТПР в других регионах Украины, цифру уменьшали до 300-500 тысяч долларов. Пошли по этому пути позже и в Донецкой области: тогда для малых предприятий минимальная ставка составила 200 тысяч долларов.
«То есть, как показывала практика, для того чтобы привлечь бизнес, минимальный размер инвестиций надо уменьшать. Поэтому ясно, что сумма в 10 млн евро не обоснована и, по сути, взята с потолка. Каким образом привлекать инвесторов при такой ставке? Когда был миллион в Донецкой области, инвестор приходил с трудом и то только в крупные города. О чем мы вообще говорим: 50 тысяч населения и 10 млн евро! Где мы возьмем таких инвесторов и сколько их будет? Один-два? Закон изначально нерабочий, декларативный и будет действовать только на бумаге», - заверила Елена Зельдина.
Причина третья. В проекте закона в качестве управления территориями приоритетного развития предлагается создать администрацию. Причем указывается, что она должна быть коммунальной формы собственности и обязана обустраивать территорию за счет привлеченных и собственных средств. Но только нигде не прописано, о каких именно собственных средствах идет речь. «Мы уже имеем негативный опыт работы органа хозяйственного развития, которому никто не дал ни копейки, но требовал, чтобы он делал обустройство СЭЗов. В результате все сооружалось за счет предприятий. То есть проблемы были и раньше. И их, вместо того чтобы решить, еще больше усугубили», - отмечает Елена Владимировна.
Администрация также наделяется правом выдачи субъектам хозяйствования свидетельств на право осуществления деятельности. Однако какие основания для выдачи или отказа документа и кто именно должен входить в управленческий состав, законопроект не декларирует.
Причина четвертая. Стоит обратить внимание еще на один важный момент: в законе предусмотрена солидарная ответственность администрации и инвестора. «Это вызывает смех. Если мы говорим, что орган управления – коммунальное предприятие, то деньги в случае невыполнения субъектом хозяйствования формально или специально своих обязанностей должны выделяться, в том числе и из местного бюджета. Это ничем не обоснованные нормы, которые противоречат действующему законодательству Украины», - подчеркнула Елена Зельдина.
Причина пятая. Опыт прошлых лет показал одну из основных проблем работы специальной экономической зоны. Еще когда действовал старый закон о СЭЗ и ТПР, налоговые и таможенные органы не могли разобраться, кто именно из них должен взимать НДС при вывозе готовой продукции. Новый проект закона эту проблему не решает, а, наоборот, усугубляет, предписывая выполнять данную процедуру и налоговикам, и таможенникам.
«Закон о специальных экономических зонах и территориях приоритетного развития в Донецкой области и других областях Украины прорабатывался в течение 7-8 лет. Мы смогли увидеть плюсы и минусы того законодательства. На сегодняшний день отменены льготы, которые были предусмотрены в данном законе. Есть смысл вернуть их, аннулировав принятые изменения в закон 25 марта 2005 года, подкорректировать некоторые нормы, с учетом прошедшего времени и настоящей ситуации, и продолжать работать, привлекая инвестиции», - заключила Елена Зельдина. Данные предложения будут направлены в Министерство экономики Украины и вице-премьер-министру Сергею Тигипко, курирующему эти вопросы.
Александр ТИМОФЕЕВ
СПРАВКА
По данным Минэкономики, на 01.01.2010 г. в СЭЗ и ТПР на стадии реализации находились 233 инвестпроекта сметной стоимостью $2,7 млрд (иностранные инвестиции - $0,8 млрд). Всего освоено 9,5 млрд грн. (53,4% общего объема привлеченных инвестиций), создано 24,6 тыс. и сохранено 25,4 тыс. рабочих мест, реализовано товаров, работ, услуг на сумму 41,8 млрд грн., в том числе на экспорт - 15,5 млрд грн. (37,1% общего объема реализации).
» все новости
|