24.12.2010
На кончике волоса. В Донецк привезли самую маленькую в мире скульптуру Мэрилин Монро Кто бы мог подумать, что известное выражение из Библии «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство небесное», подразумевающее, что игольное ушко слишком мало для верблюда, через 2000 лет станет реальностью. Это на деле доказал Владимир Казарян, который смог в ушке обычной швейной иглы поместить целый караван верблюдов. Во всем мире насчитывается чуть более десятка человек, занимающихся таким интересным делом, как микрометрия - создание миниатюрных произведений искусства, видимых только под микроскопом. Среди них - житель Крымского полуострова Владимир Казарян, который на днях презентовал свою выставку миниатюр «Мир чудес. Восьмое чудо света» в Донецком областном художественном музее.
ВМЕСТО КИСТОЧКИ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВОЛОС
Мастер-самоучка привез из Крыма 28 уникальных работ, поражающих своими малыми размерами. Мини-экспонаты помещены в специальные стеклянные колбы, и лицезреть работы можно только через мощные микроскопы с 300-кратным увеличением. Ведь человеку даже с отличным зрением не дано рассмотреть подкованную блоху из золота на торце человеческого волоса, мраморный барельеф русского поэта Александра Пушкина на рисовом зерне или микроскульптуру Арнольда Шварценеггера из слоновой кости на маковом зерне.
Микроминиатюрой украинец занялся в 18-летнем возрасте под влиянием отца Эдуарда Казаряна. Но секреты мастерства Владимир постигал самостоятельно: не хотел, чтобы возникали вопросы, кто лучший мастер - отец или сын. Все микроминиатюры выполнены вручную по уникальной авторской технологии, не имеющей аналогов в мире. «Свои работы я выполняю вручную и под микроскопом. Самому также приходится изготавливать миниатюрные инструменты: ими могут служить кусочки синтетического алмаза или резцы, сделанные из сверхпрочной стали. Также использую подручные материалы, например, кисточка, которой рисую портреты знаменитостей на рисовых зернах, – это 1/100 человеческого волоса. Иногда на то, чтобы создать инструмент, уходит больше времени, чем на сами шедевры», - рассказал Казарян.
ГОЛОДАНИЕ РАДИ РЕЗУЛЬТАТА
По его словам, занятие микроминиатюрой требует предельной психической и физической собранности. «Движение век, биение сердца, пульс приходится приноравливать к движению инструмента. Ведь даже незначительная микровибрация может испортить результат многомесячного труда. Как-то я несколько месяцев трудился над миниатюрой из пылинок драгоценных камней. Это были танцующие девушки. Работа так удалась, что я потерял бдительность и облегченно вздохнул. Все девушки улетучились», - вспомнил горький опыт крымчанин, который после этого работает исключительно в маске. В таком деле, по его словам, главное – сосредоточенность на работе, огромная выдержка и концентрация внимания, которые вырабатываются годами упорного труда.
Кроме этого, 51-летний мужчина придумал свою методику очищения организма перед работой. «Я несколько дней голодаю. Это для того чтобы привести организм к нужному состоянию. Тем самым очищаюсь от бытовых забот и погружаю организм в состояние спокойствия и умиротворения. Потому что работа в микроминиатюре требует выдержки, концентрации внимания, спокойствия. И как нельзя лучше в этом случае помогает голодание – организм начинает беречь энергию, и этой энергией можно воспользоваться в творческих целях», - объяснил Казарян.
На изготовление одной микроминиатюры Владимиру Эдуардовичу необходим месяц. Но каждый раз он ставит перед собой все более сложные задачи, на осуществление которых уходят не месяцы, а даже годы. Одной из таких работ является микроминиатюра таинственно улыбающейся Джоконды на рисовом зерне. Заказ крымчанину поступил из парижского Лувра - одного из крупнейших художественных музеев мира – еще в 2004 году. «Но, учитывая трудность технологии заказа, работа была выполнена только спустя 5 лет. Микроскопическая Мона Лиза делалась постепенно в различных технологиях, дабы передать все оттенки, а это очень сложно на таких миниатюрных размерах», - рассказал Казарян, добавив, что портрет Джоконды в 1 миллион раз меньше оригинала.
Немало времени пришлось поработать над кружевом, которое соткано из одной сотой части человеческого волоса и покрыто серебряной краской. Кропотливым оказалось и создание мозаичного портрета Иисуса Христа размером с однокопеечную монету: его Казарян собрал из 10 тысяч микрокамней. Много сил у жителя Крыма занимает сотрудничество с медицинскими учреждениями – для них он изготавливает инструменты, необходимые в микрохирургии.
ЯНУКОВИЧ НА РИСИНКЕ, «ШАХТЕР» - В ИГОЛКЕ
А совсем недавно Владимир Эдуардович на срезе рисового зерна изобразил портрет президента Виктора Януковича. К сожалению, посетители выставки в Донецком областном худмузее не смогут увидеть новое творение Казаряна. «Сейчас микроминиатюра президента хранится в Совете Министров Крыма. Пока ждем подходящего случая, чтобы вручить микроминиатюру президенту, а после копия этой же работы будет презентована на зрительский суд», - уточнил мастер.
Сейчас Владимир увлечен Сергеем Бубкой: на кончике человеческого волоса поселится застывшее скульптурное изображение легендарного донецкого шестовика. «Также работаю над тем, чтобы отобразить в микроминиатюре футболиста донецкого клуба «Шахтер». Причем это была идея моей жены. Возможно, это будет изображение в ушке иголки, на рисовом или маковом зернышке. Постараюсь сделать к «Евро-2012» и вручить президенту клуба Ринату Ахметову», - сказал Владимир Казарян.
В игольное ушко Владимир Казарян поместил не только самую маленькую в мире статую Венеры Таврической, но и эквилибрирующих слонов, и целый караван верблюдов. Скульптурные изображения Наполеона, Венеры Милосской или Мэрилин Монро в качестве постамента размещены на срезе человеческого волоса. Есть также изображения, выполненные на маковом зернышке: например, миниатюрная копия древнегреческой скульптуры «Дискобол» и микроскульптура Арнольда Шварценеггера из слоновой кости.
Таисия МИШИНА.
» все новости
|