16.02.2011
За справедливость? Донецкие университеты решили объединиться. Вопрос закрытия школ остается открытымО том, что школам Донецкой области новомодной, но, по словам чиновников, неизбежной оптимизации не избежать, в регионе говорят давно. Кто-то связывает такой шаг властей с попытками реформировать отечественную систему образования, кто-то пытается найти в данном вопросе политическую подоплеку… Как бы то ни было, но о существовании некой Региональной дорожной карты, по которой будет производиться закрытие школ, уже заявил председатель Донецкой облгосадминистрации Анатолий Близнюк. Так ли страшна на самом деле эта карта и по каким школам пройдет маршрут закрытия, выяснял «МК».
БЕЗ ПРИКАЗОВ
Начальник Управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации Юрий Соловьев советует не бояться дорожной карты. Как говорится, не так страшен черт, как его рисуют. «Дорожная карта – это принципы, по которым надо проводить оптимизацию. Каждый район рассматривает вопрос, есть у него возможность содержать школы или нет. Вопрос об использовании зданий закрытых школ решает либо громада (в сельской местности), либо сессия городского совета (в городе)», - подчеркнула начальник облоно. По его словам, уже принято решение четырех советов области об оптимизации и закрытии школ - это две школы в Дзержинске, одна - в Константиновке и четвертая - в городе Торез. «Приказов я вам не покажу, потому что школы закрываются по решению горсоветов!» - подчеркнул Юрий Соловьев.
Причину чиновники видят в первую очередь в снижении рождаемости. «Если посмотреть по кривой рождаемости, мы нынешнюю численность детей будем иметь только в 2020 году, то есть 58-60% наполняемости школ у нас будет в 2020 году. Правильно ли содержать 42% воздуха за счет финансирования образования? Средняя наполняемость классов по области - 21 человек, по селу - 11 человек, а плановая наполняемость - 30 человек», - отметил Юрий Соловьев.
По мнению чиновников, основная задача оптимизации сети школ - улучшение материально-технической базы, создание условий для повышения качества знаний. «Тот, кто думает, что это просто закрытие школы, их ликвидация, тот глубоко ошибается. Оптимизация общеобразовательных учебных заведений, а их в Донецкой области 1151, - понятие гораздо шире. Оно включает в себя, прежде всего, повышение качества образования, укрепление материально-технической базы школ, создание достойных условий обучения, улучшение их финансирования. А еще создание учебно-воспитательных комплексов, образовательных округов, увеличение наполняемости школ», - объяснил Юрий Соловьев.
МИНИ-ШКОЛЫ НЕВЫГОДНЫ
Кроме того, с помощью оптимизации местные власти планируют снизить нагрузку на бюджет и приблизиться к финансовому нормативу содержания одного ученика. К слову, по нормативам на обучение одного ребёнка в год из бюджета выделяют 6 200 гривен. В то же время в малозаполненных школах затраты на обучение вырастают до 25 000 гривен на ученика. «Содержать такие мини-школы наша экономика не может», - развел руками начальник облоно.
Если верить чиновникам, средняя наполняемость классов сегодня – 21 ученик (в сельских школах – 11 детей) при нормативе – 30. Учителя не набирают положенного количества часов. «В таких условиях фактически каждый третий педагог «сидит на шее» у учеников. Только по фонду заработной платы педагогов мы сможем сэкономить 200 миллионов гривен в год. Для сравнения: подготовка всех школ области к новому учебному году в 2010-м обошлась в 84 миллиона гривен, - объяснил начальник управления образования и науки. - На что ещё можно потратить эти сэкономленные деньги? На переоснащение компьютерных классов (больше половины ПК в наших учебных заведениях изношены). Кроме того, 161 школа – это здания довоенной постройки, 45 ютятся в неприспособленных помещениях, в 56 учебных заведениях нет спортзалов, 61 – без столовых и кухонь, а в 12 школах в ХХI веке нет туалетов!» Однако, по словам Юрия Соловьева, решать участь таких школ – дело, прежде всего, местных громад.
Смущает чиновников, что в школах региона на данный момент работает 22% педагогов-пенсионеров, еще 20% учителей - предпенсионного возраста. «А каждый же год к нам приходят им на смену всего 300-400 выпускников вузов, а это крайне мало!» - возмутился Юрий Соловьев.
По словам начальника управления образования, здания закрытых школ никто продавать не будет, но их можно сдавать в аренду. «Никто не отменял действующего законодательства, по которому закрытая школа не может быть реализована или продана. А в аренду можно сдать, почему бы и нет?!» – отметил Юрий Соловьев.
В отличие от школ, вузы Донецкой области необходимость оптимизации восприняли по-своему. Так, решили объединиться Донецкий национальный технический университет и Институт искусственного интеллекта. По словам Юрий Соловьева, это необходимость. «Я участвовал в работе конференций этих вузов, где трудовые коллективы приняли решение об объединении. Я радуюсь сознательности и уму коллективов этих учебных заведений. Не могут два серьезнейших вуза, готовящих специалистов по одной и той же специальности – информационные технологии - соперничать между собой на расстоянии коридора. Почему не объединить научную, кадровые базы, библиотечный фонд?», – заметил он.
Также он добавил, что наряду с оптимизацией общеобразовательных школ будет реформирована и высшая школа. «Минобразования на 42% сокращает план набора студентов на бюджетные места. В 2010 году в Донецкой области в учебные заведения 3-го и 4-го уровней аккредитации было набрано на бюджет 12 тыс. студентов. Если в этом году сократят набор на 42%, то бюджетных мест станет около 7 тыс. А выпускников в 2011 году будет 7,5 тыс., из них потенциальных абитуриентов - 5,5 тыс., поэтому оптимизация высшей школы – это вынужденная необходимость», – констатировал Юрий Соловьев.
Дарья КИЯНИЦА.
» все новости
|