11.05.2011
По дороге с облаками. В Донецке группа энтузиастов возрождает традиции воздухоплаванияЗнаменитый французский писатель-фантаст Жюль Верн своим романом «Пять недель на воздушном шаре», который был написан в 1863 году, подтолкнул любителей приключений к реализации подобного замысла. С тех пор человечество не оставляло мечту облететь вокруг Земли на воздушном шаре.
ПОДЗЕМНЫЙ ПОЛЕТ
Для донецких воздухоплавателей из общества «Добролёт» провести пять недель на воздушном шаре пока остается мечтой, но, тем не менее, команда уже известна на весь мир. В декабре 2003 года дончане впервые в истории человечества совершили полет на воздушном шаре под землей. Для того чтобы подняться на воздушном шаре на высоту 25 метров, спортсменам-экстремалам прежде пришлось опуститься на 300 метров в соляную шахту - единственное в стране место, где в принципе возможен подземный полет на воздушном шаре с газовой горелкой. Шар был одноместный, от аналогов отличался меньшим объемом и без классической корзины - человек держался на специальной подвесной системе. Поскольку ветра в гигантской подземной камере не бывает, дистанцию в 150 метров шар преодолел с помощью буксира.
УНИКАЛЬНЫЙ «ВОСТОК»
А пару недель назад наши ребята в Енакиеве организовали фестиваль по воздухоплаванию, посвященный 90-летию дважды Героя Советского Союза Георгия Берегового. В небольшой городок съехались любители экстремального отдыха из Одессы, Крыма, Днепропетровска, Киева и Донецка. Изюминкой фестиваля стало выступление гостей из Москвы. Российские воздухоплаватели впервые на территории СНГ презентовали полет эксклюзивного воздушного шара - точной копии корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил впервые полет в космос. «Это тепловой аэростат. Принцип действия такой же, как и у обычных воздушных шаров. Только у него изменена форма оболочки, т. е. это не привычная каплевидная форма. Правда, «Восток» немного большей формы. Если мы обычно летаем на тепловых аэростатах, объем которых 3 тысячи кубических метров, то данная специальная форма – это 4300 кубометров. Поэтому есть особенности его пилотирования», - рассказал председатель правления донецкого воздухоплавательного общества «Добролёт» Александр Фомин.
Вообще в нашем регионе воздухоплавание зародилось более 20 лет назад. Тогда у истоков этого экстремального вида спорта стоял Николай Хренов - создатель Донецкого центра воздухоплавания имени Сикорского. К сожалению, этого легендарного человека уже нет в живых. Именно он заявил о Донбассе не только в Украине, в странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья. К тому же один из первых аэростатов в Украине появился именно в Донецке. Но пришли 90-е: из-за тяжелой экономической ситуации в стране заниматься и без того дорогим видом спорта стало слишком затратно. И в связи с этими обстоятельствами воздухоплавательное движение на Донбассе притихло. «Но сейчас мы находимся на новом этапе, на новом витке спирали. Воздухоплавание у нас возрождается», - заверил Фомин. Правда, на данный момент в области всего лишь два шара чешского производства. «Это именно те шары, которые пошиты нами в надежде на то, что мы сможем возродить эти славные традиции, попытаемся поднять их на новый уровень, если у нас хватит сил, комсомольского задора и других необходимых человеческих качеств. Будем стараться», - пообещал глава «Добролёта».
Я Б В ПИЛОТЫ ПОШЕЛ – ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ
Обучиться управлять воздушным шаром могут все желающие, но есть некоторые ограничения. У будущего покорителя должен быть паспорт, то есть должно исполниться 16 лет, а самое главное – отменное здоровье. Нужно пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит, что человек годен. А далее - непосредственно учеба. Сейчас на территории Украины функционирует сертифицированный центр в Феодосии, который внесен в реестр гражданских авиационных организаций, и школа при Киевском воздухоплавательном обществе. Курс обучения состоит из двух составляющих – курс теоретической подготовки, длящийся 92 часа, и 16 часов практических занятий. Сначала новичок летает с инструктором, а впоследствии, когда преподаватель посчитает, что обучаемый имеет достаточно навыков, он сдает летный экзамен и допускается к самостоятельным полетам. «После того как теоретическая и практическая программы полностью выполнены, подаются документы в Департамент авиации, где выдается пилотское свидетельство международного образца, так называемая лицензия на двух языках – на украинском и английском. Т. е. пилот теплового аэростата (или иными словами – командир воздушного судна), который прошел обучение и у него есть медицинский сертификат, он допущен к самостоятельным полетам и имеет право летать как на территории Украины, так и в других странах», - объяснил заместитель председателя общества «Добролёт» Олег Большаков.
Естественно, существуют территориальные ограничения для полетов на воздушном шаре. И их достаточно много. «Это регламентированный процесс: есть ограничения как на полеты над городом, так и по особым зонам. Вся эта информация изложена в аэронавигационных картах, которыми мы пользуемся при подготовке и во время полета. Все это нужно четко учитывать и выполнять необходимые требования», - рассказал Александр Фомин. К тому же Украина состоит в Международной авиационной организации (ICAO), в соответствие с уставом которой наше воздушное пространство разделено на зоны. «Есть зоны неконтролируемого воздушного пространства. Если пилот воздушного судна официально зарегистрирован в Департаменте и имеет действующий сертификат, то в этой зоне он может более спокойно выполнять полеты. Более свободно, но это не означает вседозволенность. Существуют другие воздушные пространства, как по высоте, так и по территориям, где в случае сноса (т. к. тепловой аэростат не просто перемещается в воздушном пространстве, а летит, куда идут воздушные массы) в такую зону пилот аэростата обязан доложить информацию в диспетчерскую. Он должен сообщить о том, что он только будет входить в нее. И отсюда все вытекающие последствия. Этому всему обучают», - отметил Олег Большаков.
Донецкие воздухоплаватели не советуют летать на шаре слишком высоко. «Полет на тепловом аэростате – это очень красивое зрелище и для тех людей, которые снизу наблюдают за полетом, и для тех, кто находится в данный момент в корзине. Поэтому я не вижу смысла забираться так высоко, чтобы тебя никто не видел и чтобы ты землю не видел. Гораздо интереснее, когда аэростат определяется визуально. Тогда полет доставляет удовольствие. Поэтому мы стараемся летать достаточно низко - от 300 до 1000 метров над землей», - посоветовал главный воздухоплаватель Донецкой области. А вот ограничений по времени года нет. Лишь бы не было сильного ветра. «У разных типов аэростатов разные ограничения по ветру. Но в среднем считается до 7,5-8 м/с. Это на уровне земли. Т. е. если в воздухе ты летишь и там будет ветер 20 м/с, то это не страшно. Главное – стартовый ветер. Потому что оболочка имеет большую площадь. Площадь поперечного сечения порядка 500 квадратных метров. Соответственно, на нее ветер оказывает очень большое физическое воздействие и корзину будет очень сильно «болтать»», - сказал Большаков, отметив, что, как правило, шары летают рано утром и вечером.
Таисия МИШИНА
» все новости
|