05.10.2012
Звукоизоляция для донецка, или как может зазвучать старый завод сквозь призму современного искусства Существуют случаи, когда звукоизоляция действует не по законам физики: не поглощает звуки, а, наоборот, распространяет их, смешивает, создает причудливые узоры, заставляет звучать все вокруг.
В этом убедились гости донецкой платформы культурных инициатив «ИЗОЛЯЦИЯ», занимающей территорию бывшего завода по производству изоляционных материалов. Действие происходило вечером. Ценителям современного искусства, которых оказалось больше сотни, предложили, полагаясь на свою интуицию и внутренние ощущения, пройти несколько основных точек аудиовизуальной инсталляции, расположенных в разных частях «ИЗОЛЯЦИИ». Точки представляли собой «живые» звуковые и визуальные объекты, «включающиеся» в определенном порядке и рисующие карту передвижения для участников. Звучали записи из мощных колонок, расставленных в цехах, звучали живые акустические композиции приглашенных ансамблей и вокалистов, на выстроенные под специфику территории конструкции проецировались видеосигналы, и все это, в комплексе, создавало динамику представления под названием «ZVUKOIZOLYATSIA 2: OUTSIDE».
Театр перформанса
Проект «ZVUKOIZOLYATSIA 2:OUTSIDE» - это своего рода инструментальный театр: музыка в сопровождении перформанса, визуальных эффектов с определенной драматургией. Его идея родилась из желания заставить остановившиеся цеха завода зазвучать и, таким образом, снова пережить их производственную историю сквозь призму современного искусства. В июле 2011 года в «ИЗОЛЯЦИИ» реализовали первый подобный проект.
Вторая серия «ЗвукоИзоляции» состоялась 28-29 сентября 2012 и имела гораздо большие масштабы. Как и в прошлом году, участие в подготовке проекта приняли музыканты ENSEMBLE NOSTRI TEMPORIS и художник-постановщик Мирослав Вайда. Теперь к группе участников добавились исполнители из Донецка: группа DOK и ансамбль QUARTA+, а также Ивано-Франковская VJ группа «Куб». Во время представления каждый ансамбль располагался отдельно друг от друга, в своей собственной точке. Исполнители, как и ви-джеи, создавали разное настроение в каждой точке карты, в широкой стилистической амплитуде, однако представление было целостным и структурированным, происходило по сценарию. Объекты «включались» по очереди, но плавно, временами накладываясь друг на друга, что позволяло людям выбирать, какой из них слушать. Чтобы облегчить выбор, использовались подсказки: громкость звуков и яркость видеопроекций. Второй «звукоизоляционный» опыт стал гораздо масштабнее и в пространстве, и в способах выражения идеи. На пути от первой точки до последней участники задействовали все свои чувства, в том числе интуицию: условием перформанса было свободное перемещение по территории. Однако ограничения все же были: потенциально опасные части местности оградили предупредительной лентой, а за безопасностью следили охранники.
Большое количество посетителей в дни проекта показало, что люди неравнодушны к современному искусству, готовы воспринимать эксперименты в этой сфере, драматургично сложные и многокомпонентные проекты, подобные «ЗвукоИзоляции». У тех, кто посетил территорию «ИЗОЛЯЦИИ» впервые, еще есть немного времени, чтобы попасть сюда днем и познакомиться с множеством других художественных проектов, постоянных инсталляций, с кураторским пространством МЕДПУНКТ, представляющим многоликое прошлое Донецка.
Организаторы - о проекте
Ольга Ефимова, менеджер по коммуникациям фонда «ИЗОЛЯЦИЯ»:
«ИЗОЛЯЦИЯ» поддержала этот проект, потому что ее миссия - сохранять индустриальное наследие прошлого, создавать на его основе что-то новое, делать это точкой вдохновения для будущего».
Алексей Шмурак, композитор, участник «ENSEMBLE NOSTRI TEMPORIS»:
«Мы вдохновились спецификой пространства. Это общее направление искусства сейчас – выходить за рамки академических границ, но касательно музыки – у нас просто нет выбора. Если мы хотим идти в ногу со временем, нам нужен диалог. В данном случае диалог был с этим местом, с этой географией, с этим рельефом. Когда у нас возникла идея того, что второй проект должен быть outside, первое, что нам нужно было понять – семантику точек на карте. Нашей задачей было увидеть, чего хочет от нас пространство, каким образом мы можем вести с ним диалог, отсюда все технические и эстетические решения».
Мирослав Вайда, художник-постановщик: «Что должен ощутить зритель, попадая на территорию – это зависит от самого зрителя. Каждый из нас ощущает мир по-своему. Нашим стремлением было превратить это обычное для многих из нас индустриальное пространство в абсолютно другой мир, чтобы зритель, попадая сюда, мог наполнить это пространство, как вода наполняет дно океана. Я лично с композиторами и виджеями старался создать такую атмосферу, которая была бы созвучна этим пульсациям, этим волнам, этим колебаниям - звуковым, световым, и создалась атмосфера, как будто мы окунулись в дебри, глубины океанические, и плаваем стреди странных затонувших кораблей-призраков, видим привидения, каких-то духов, слышим их звуки и пульсации. Все, что почувствуют зрители, зависит от них самих».
Богдан Сегин, композитор: «Почему звучат эти цеха? Я думаю, ответ простой. Сначала можно подумать: когда здесь было производство, какие-то звуки постоянно присутствовали в этих помещениях. Я не знаю, какие были эти звуки, и я не старался их воспроизводить. Зритель будет путешествовать от одной звуковой точки к другой, эти звуковые точки будут конкретными людьми: коллективами или солистами. А между этими звуковыми точками будут находиться три главных цеха. Они связывают перетекание звуковой ткани от одной звуковой точки к другой, третьей, и так далее».
Максим Коломиец, композитор: «Моя часть проекта состоит из трех частей, каждая часть имеет название, и все они объединены идеей горизонта. Эта идея, на мой взгляд, несколько созвучна с идеей Мирослава Вайды, который видит весь этот проект как дно океана. Этой идеей, в некоторой степени, было инспирировано мое название «Горизонты». Части названы «Под горизонтом», «Над горизонтом», «Горизонт». Это некий выход из тонкой линии горизонта за пределы этой линии, постоянный поиск расширения среды, самого себя, своего сознания».
Мирослав Вайда: «Попадая на территорию «ИЗОЛЯЦИИ» через проходную №3, зритель должен был бы уже окунуться в это пространство. Наш проект по форме имеет текущий характер, то есть пять звуковых точек и восемь визуальных точек. Звук, свет и видео перетекают из одной части территории в другую. Соответственно, зрители также должны были бы перемещаться, интуитивно двигаясь, прислушиваясь к музыке, всматриваясь в пространство, наблюдая за пульсациями видеопроекций, света, перетекать из одной части территории в другую. Но, опять-таки, это не обязательно. Кому-то может понравиться одна точка, он захочет там посидеть, послушать, посмотреть, ощутить эту атмосферу общего звучания нашего аудиовизуального перформанса. Но есть и определенная драматургия, определенный сценарий этого действия, и для нас также важно, как будет реагировать зритель. У нас есть восемь видеопроекций, четырьмя из них в режиме он-лайн руководят ви-джеи. Задача для виджеев была такой: мы не создавали дополнительных экранов, никаких плоскостей для видеопроекций. Плоскости – это архитектура, фасады стен. Над океаническим дном, в которое вы погрузитесь, будет возвышаться маяк, созданный из водонапорной башни с помощью видео и света. Маяк будет освещать нам дорогу. Каждый, попав сюда, ощутит себя абсолютно свободным и будет двигаться так, как считает нужным».
Оксана КУНИЦА
» все новости
|