12.10.2012
Поучительная анимация. Энтузиаст из Донецка создал мультфильм о правилах дорожного движения Детская анимация, долгие годы находившаяся в забвении, понемногу начинает расправлять крылья. Правда, из занятия профессионалов украинская анимация, расцвет которой пришелся на вторую половину прошлого века, в нашей стране превращается в хобби для всех, кто более-менее дружит с компьютером и любит мультфильмы. Получается, что мультипликацию возрождают любители, для которых анимация – не профессия, а увлечение. С помощью компьютера, цифровой камеры и специальных программ они создают незамысловатую, но симпатичную флэш-анимацию, а зрителей легко находят в Интернете. Одним из таких энтузиастов, почитающих детскую анимацию, является дончанин Валерий Мокрягин. 47-летний геодезист по профессии и мультипликатор по призванию уже создал пятиминутный фильм под названием «Детская автоинспекция». Сюжет анимации таков: Лисенок, нарушающий правила дорожного движения, вопреки замечаниям Светофора, попадает в неприятности и втягивает в них других жителей разноцветного городка. Любительский мультфильм рассчитан на детей дошкольного возраста.
- Валерий, расскажите, как появилась идея сделать мультфильм?
- Идея всегда рождается в ответ на пустоту: как только она появляется, возникает желание ее заполнить. Такая пустота возникла в украинской анимации, в кино и мультфильмах для детей. Если анимация сейчас и работает, то не для наших малышей. Сколько новых фильмов и героев пришло на смену «Капитану Врунгелю», «Казакам», «Доктору Айболиту»? Где новые приключения «В стране невыученных уроков»? Какие песни из новых мультфильмов поют дети? Какие герои теперь в почете?
Очень много детей и подростков околдовано японской анимацией. А, между прочим, ее мэтр Хаяо Миядзаки – автор мультфильмов «Унесенные призраками», «Ходячий замок» и «Мой сосед Тоторо» - поклонник советской мультипликации. И неоднократно в интервью отмечал, что если бы не увидел «Снежную Королеву» Льва Константиновича Атаманова, то вряд ли бы состоялся как аниматор. Миядзаки говорит, что благодаря этому фильму он узнал, что анимация способна достучаться до самых глубин души человека и разбудить в нём любовь.
Мой любимый аниматор Юрий Александрович Прытков, автор фильмов «Коля, Оля и Архимед», «Наш друг Пишичитай», «В стране невыученных уроков» и многих других, прошедший горнило войны, несмотря ни на что сохранил в себе любовь и передал ее зрителю. Такую же любовь передавали и все остальные аниматоры. Потому что анимация означает одушевление, а значит, любовь. К сожалению, цепь традиций, которая передавалась из поколения в поколение, прервалась. Но так не должно быть. Если аниматоры с образованием разъехались в поисках заработка, то их места должны занять люди, мечтающие поделиться своим творчеством с окружающими и готовые жить и работать в аскетических условиях. Вот так - с желания стать волшебником, оживить то, чего еще нет, появилась идея сделать фильм. И сделать именно для детей, потому что мое поколение сделало для них очень мало.
- Как возникли персонажи и сюжетная линия?
- Прежде всего, хотелось быть оригинальным и не повторяться. Перебрав в голове мультфильмы, которых я помню немало, возникла тема о Правилах дорожного движения. Именно потому, что таких фильмов я обнаружил всего два. Ещё хотелось сделать не просто развлекательный фильм, а фильм, который нужен. И при этом сделать не «методическое пособие», а развлекательное кино. Ко всем идеи приходят по-разному. У меня сначала появляется мелодия, я сразу «слышу» музыкальную канву. И как только она появилась, сразу же возник главный герой - Светофор. Вот с его образом пришлось поломать голову. Перелопатив интернет, я обнаружил, что даже поддаться искушению плагиата не удастся, так все светофоры похожи один на другой. Увидев это, я понял, что смогу сделать своего, ни на кого не похожего Светофора! С гордостью могу сказать, что это действительно оригинальный персонаж, как, например, Чебурашка, уж извините за такое громкое сравнение!
Кстати, придумывать персонажей - самая увлекательная часть мультипликации. Представьте, что это вы определяете его характер и будущее, его поступки и поступь в буквальном смысле, то есть то, как он будет ходить. Интересно наблюдать, как, например, размер и форма носа может повлиять на характер. Почувствовать в себе источник вдохновения и возможность созидания очень заманчиво - и делать это хочется снова и снова.
После того, как персонажи были нарисованы, естественно, возник вопрос: а как же, собственно, делать мультфильм, как оживить свою идею? Спрашивать было не у кого. Первое искушение, на которое попадаются абсолютно все самоучки - найти чудо-программу, «которая в короткие сроки позволит вам сделать собственный мультфильм», то есть найти этакую «волшебную палочку», которая будет работать вместо меня, а я буду только созидать идеи. Теперь я скажу, что, наверное, и даже к счастью, такой «волшебной палочки» не существует…
На одном из форумов любительской анимации я узнал, что все мои прожекты и сюжетные линии не стоят ничего, как не подкрепленные расчетом фантазии. Общаясь с теми, кто раньше меня ступил на тропу мультипликации, я понял, что ничего не знаю о законах жанра. Что анимация оперирует такими понятиями, которые объяснить сложно, потому что их нужно чувствовать.
- Долго пришлось трудиться над «Детской автоинспекцией»?
- Оказывается, в анимации очень сложно закончить начатое. Дело в том, что любители, не связанные никакими обязательствами, чаще всего находятся в мире своих фантазий и роста навыков. Получается парадоксальная ситуация, когда человек, вроде бы, может сделать фильм, но находится в плену постоянного усовершенствования проделанного. Сначала он переделывает сюжет, потом анимацию, потом ему не нравится сценарий, потом опять анимация - и так до бесконечности, пока жгучий, но нежный огонь вдохновения не покидает автора…
Валерий Мокрягин, помимо идеи и сценария «Детской автоинспекции», также придумал музыку и слова к песням, которые звучат в мультфильме. Аранжировку песни и заглавной мелодии для мультипликационной анимации делал в Москве Дмитрий Соколов, а исполнила песню Марина Соколова. Супруги Соколовы - бывшие участники коллектива "Балаган лимитед" (сегодня участники группы "Седьмая вода"). На музыкантов аниматор-энтузиаст вышел через Интернет: они заинтересовались проектом и согласились помочь Валерию абсолютно бесплатно. Правда, ждать аранжировки пришлось долгих восемь месяцев. Приложил руку к мультфильму и родной брат аниматора - Дмитрий Мокрягин - он помогал «оживлять» Лисенка, Светофора и других анимационных персонажей.
18 минут – такова длительность следующего анимационного детища Валерия Мокрягина. К главным героям – Лисенку и Светофору – присоединится и отрицательный персонаж Вау, или, как его охарактеризовал аниматор, «креативное ничтожество».
Таисия МИШИНА.
» все новости
|