26.10.2012
Донбасс спасают от обезвоживания. Канал Северский Донец-Донбасс под ремонтом.На сегодня это чудо инженерной мысли – канал Северский Донец-Донбасс, которое является единственным постоянным источником питьевой и промышленной влаги, находится далеко не в лучшем состоянии. Работает он с 1958 года и до 90-х все шло отлично, но с упадком системы ЖКХ в целом, частичное «крушение» потерпел и канал. Коммунальщики говорят, что за последние 20 лет разрушений здесь больше, чем за все время его существования.
Потребность в ремонте объекта обсуждалась годами на совещаниях всех уровней. Но к реальным действиям приступили лишь несколько лет назад. С 2005-го по 2008-й отремонтировали три километра канала, но это не решило всех проблем, поэтому решили не останавливаться. Благодаря поддержке государства, в этом году началась самая масштабная реконструкция канала Северский Донец – Донбасс.
Стройка мирового масштаба
Участок протяженностью 2 км в течение одного года реконструировать еще не удавалось. В 2012-м, назло рекордам, решили поработать ударными темпами. Работы по реконструкции участка, который находится вблизи села Пантелеймоновка, начали в июне. За 4 месяца строителям удалось отремонтировать полтора километра канала. Это 80% от запланированного объема работ, до конца этого месяца коммунальщики пообещали закончить еще полкилометра.
Строительство рекордное и по сложности выполняемых работ. Впервые специалисты работают под водой, без остановки и спуска канала. Кроме того, впервые в мире рабочие стелили специальное, т.н. бентонитовое покрытие в таких условиях. Перед началом работ заказчики даже засомневались, что отечественные подрядчики справятся с работами такой сложности. До этого водную артерию нашего региона ремонтировали иностранные специалисты. К счастью, опасения оказались напрасными. Генеральный директор КП «Компания «Вода Донбасса» Вадим Котов во время инспекции строительства признался, что остался доволен работой.
Это необычный случай для отечественных строек, потому что на площадке больше водолазов, чем строителей. Постоянно здесь работает три звена подводников. Их роль на этом участке самая значимая. Они делают практически все из вышеперечисленных работ - это разматывание бентоматов, монтаж плит на дно канала и бетонирование дна. Кроме того, они тщательно контролируют каждый этап строительства.
Канал Северский Донец – Донбасс является стратегическим объектом. Только он может постоянно обеспечивать регион водой. А плачевное состояние некоторых участков при малейшем вмешательстве «извне» может привести к серьезной аварии. За примерами далеко ходить не приходятся, последний вопиющий случай произошел в ноябре 2011-го, рассказали нам коммунальщики. Неизвестные пробили дно канала каким-то предметом. Вследствие чего, через отверстие диаметром 50 см, в буквальном смысле, много воды утекло. Зачем, а главное как это сделали, увы, узнать не удалось.
А вдруг подешевеет!
Нерентабельный тариф является бичом наших коммунальщиков практически во всех отраслях. И большинство дискуссий с властью на эту тему, заканчиваются «попрошайничеством» у государства очередных субвенций, либо требованиями поднять тариф, хотя бы на уровень самоокупаемости. Но на стройплощадке чиновники заикнулись о снижении тарифов на воду благодаря таким мероприятиям. Ну как о снижении… для начала, хотя бы, о не повышении. На реконструкцию потратили 100 миллионов гривен. Ожидается, что проект, за счет уменьшения потерь воды, окупится через 10-12 лет.
Благодаря ремонту утери воды из канала сократятся на 8 млн кубометров в год. Это равноценно, если бы канал работал «вхолостую» 5 дней. По самым скромным подсчетам экономия воды и электроэнергии составит 14,5 млн гривен в год. Хотя это «капля в море» и до рентабельного этому тарифу еще далеко, потому что 60% - это стоимость электроэнергии, необходимой для транспортировки воды по каналу.
С претензией на самодостаточность
В поисках денег на реконструкцию «Вода Донбасса» питает надежды и на иностранный капитал. На пошедшем недавно в Донецке международном инвестиционном саммите компания представила два проекта комплексной модернизации и реконструкции канала и насосных станций.
Основной целью первого является сокращение потребления электроэнергии за счет нового насосно-энергетического оборудования. Сейчас воду на расстояние 139 километров перекачивают насосные станции Уральского производства. Они большие и очень энергоемкие. И не могут снижать количество потребляемой энергии даже при работе в «холостом режиме».
Коммунальщики хотят реконструировать 4 существующих насосных станций канала. Для этого нужно заменить одиннадцать насосов с электродвигателями, системы возбуждения и системы автоматического управления агрегатами. Реализовывать проект планируется поэтапно в течении 5,5 лет. Стоимость проекта около 300 млн. грн.
А вторым глобальным проектом компании является установка малой ГЭС на Павлопольском водохранилище. Суть в том, что электростанция будет вырабатывать электричество и продавать его по «зеленому тарифу» предприятию.
Планируется установить две турбины по 756 кВт каждая. Среднегодовое количество вырабатываемой электроэнергии составит 7,7 млн. кВтч. Подключат малую ГЭС к существующей энергосистеме. Стоимость проекта 13 млн грн. При наличии финансирования справятся с такой задачей за 1 год. Срок окупаемости проекта около 2-х лет, годовая рентабельность инвестиций – 56%.
Задумали хорошо, тут сказать нечего. Использовать для перекачки воды энергию от водных потоков, просто вечный двигатель получается. Жаль только, что остается высокая вероятность того, что проектам суждено остаться на бумаге еще долгие годы. Инвесторы в нашу систему ЖКХ вкладываться и так не особо торопятся, особенно после «теплой встречи» американцев в Краматорске. Хочется верить, что после выборов не исчезнут намерения хотя бы отремонтировать нуждающиеся в этом участки.
Дмитрий Шибалов
» все новости
|