25.02.2013
Второй пошел. Донецк пережил еще одну авиакатастрофу Когда в мире что-то случается, ты отмечаешь это для себя и ставишь точку. Когда происшествие происходит ближе, в пределах родной страны, пробирает неприятная дрожь. Когда катастрофа - в нескольких десятках километров от тебя, под Донецком, становится действительно страшно. Какие-то секунды в воздухе - и в сводки авиакатастроф попадает Донецк. С телефонным звонком. Со словами: «В аэропорту упал самолет с болельщиками. Есть жертвы. Проверь информацию» начинается новый отсчет времени - после катастрофы АН-24…
Второе рождение
В 2006 году, когда неподалеку от Сухой Балки разбился ТУ-134, совершавший рейс «Анапа-Санкт-Петербург», оказаться на месте в первые минуты, а то и часы после происшествия было сложно. Самолет упал в болотистой местности. Понадобилось довольно много времени, чтобы по бездорожью добраться до обломков лайнера. На этот раз все было по-другому. Рейс № 8971 «Одесса – Донецк» рухнул при заходе на посадку прямо в аэропорту. В результате аварии погибли пять человек, остальные были выведены из самолета и получили помощь. Всего на борту было 52 пассажира, 47 были спасены.
Официальной информации о первых минутах и часах долгое время не было. Никакой. Отчитывались лишь блоггеры в соцсетях, рассказывая о пострадавших, о том, что вообще происходило в тот вечер в донецком аэропорту. Несмотря на то, что сотрудники МЧС, по их заверению, прибыли на место крушения АН-24 в рекордно короткий срок, добиться комментариев было сложно. Поэтому, пока кареты скорой помощи увозили пострадавших в травматологию, мы по крупицам собирали сведения очевидцев.
Одессит Олег Ошека с друзьями летел в Донецк на матч «Шахтер»-«Боруссия». Сели в самолет, пристегнулись, мыслями ребята уже были на «Донбасс Арене». В положенное время самолет должен был приземлиться, но что-то пошло не так и… Олег с друзьями родились второй раз. «В 16.30 самолет вылетел из Одессы, полет проходил нормально. Когда начали снижаться, почувствовали сильное ускорение, самолет начало кренить влево. Самолет распороло, поэтому мы смогли выбраться до его возгорания. Подоспели МЧС и потушили пожар. Потом уже мы увидели перевернутый самолет, по всей видимости, есть жертвы. Нам удалось пробраться в самолет… Там были люди, зажатые в сидениях. Мне помогли выбраться из кресла пассажиры с мест 8а и 8б, спасибо им. Мой ремень безопасности заклинило, и если бы не помощь, я бы самостоятельно не выбрался… Проводили опрос, надо ли жилье в Донецке. Мы отказались. По предварительным данным, отказал двигатель», - рассказал спасшийся пассажир самолета Олег Ошека. Парень говорил сбивчиво, много раз повторяя о том, что самолет распороло на две части.
Версию очевидцев уже на следующий день подтвердил прокурор Донецкой области Владимир Вышинский. «В 18:09 при заходе на посадку произошло крушение самолета АН-24. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, перевернулся и раскололся на две части. По предварительным данным, самолет левым крылом задел метеовышку высотой 10 метров и после этого правым крылом зацепил землю лопастями правого двигателя. Затем самолет перелетел через рулежную дорожку и уже на грунте перевернулся и раскололся», - отметил он и добавил, что как такового пожара в самолете не было. Загорелась дорожка от вылившегося топлива, но в течение короткого промежутка времени она была погашена. Отсутствие пожара на борту самолета и спасло большинство пассажиров.
«Он неудачно приземлился, перевернулся... Самолет почти не горел, и, слава богу, не взорвался. Его вовремя потушили, а сейчас вытекает топливо, и возгорание гасят пеной. Без резаков достают людей», - добавил в свою очередь председатель Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий.
Ничего не предвещало беды
В последующие несколько дней тема авиакатастрофы начала обрастать новыми подробностями, иногда весьма противоречивыми. Эксперты, все как один независимые, говорили о плохих погодных условиях, при которых садился самолет, о неисправности самолета и даже о возможном теракте на борту… Еще оказалось, что пять пассажиров самолета не были зарегистрированы - летели «зайцами». «Поэтому есть сложности с установлением личностей этих людей», - заявил прокурор области.
Отчитаться успели и диспетчеры аэропорта. «Текущие метеоусловия позволяли воздушному судну совершить безопасную посадку. В расчетное время посадки, в 18:09, от экипажа не последовало сеанса радиосвязи с диспетчерской службой аэропорта. По факту отсутствия связи диспетчером был дан сигнал тревоги. По сигналу на предполагаемое место приземления ВС был направлен аварийно-спасательный расчет аэропорта, который обнаружил воздушное судно за пределами взлетно-посадочной полосы», - сообщили в аэропорту. По данным специалистов аэропорта, на правом крыле самолета были сразу же замечены очаги возгорания.
Генеральный директор компании «Южные авиалинии» Юрий Молодой категорически опроверг информацию о том, что катастрофа могла произойти из-за неисправности самолета. «Техническое состояние отвечало всем требованиям, которые на сегодняшний день есть, которые на сегодня предъявляет Европа. Вы знаете, когда ты что-то не так сделал, тебя гложет. У меня ни перед вылетом, ни во время полета такого не было. Ну ничего не предвещало беды», - заверил он.
Он считает, что вероятным объяснением произошедшего может быть якобы решение пилота во что бы то ни стало посадить самолет в Донецке, даже несмотря на неблагоприятные погодные условия, хотя самолет мог бы сесть в Запорожье или Харькове. «Наверное, психологический фактор. То, что люди летели в Донецк именно на футбол, как их отвезти можно было в какой-то другой город? Решение об этом принимает тот, кто сидит за штурвалом. Наверное, вот это сыграло роль, но это он может только сам сказать», - развел руками Юрий Молодой.
Прав гендиректор или нет, покажет расшифровка черного ящика, которая займет порядка 10 дней. Но в Донецке уверены: пилоты вели себя профессионально. «Командиру корабля 34 года, и он имеет соответствующий стаж: с 2010 года он является командиром воздушного судна Ан-24. Второй пилот моложе, ему 23 года. Они имеют соответствующие документы на право заниматься этой работой», - отметил прокурор области.
Но виновные в авиакатастрофе все равно найдутся. Так было, есть и будет. И, вспоминая «отработанные» катастрофы, кажется, что «человеческий фактор» фигурировать все равно будет. По словам вице-премьера Украины Александра Вилкула, по предварительным выводам комиссии по расследованию причин авиакатастрофы действия диспетчеров были верными, и экипаж не употреблял спиртного в день выполнения рейса.
Среди погибших в аварии Ан-24 в донецком аэропорту был помощник главы Одесского областного совета Валерий Бобков. Вместе с Бобковым летел 9-летний сын. Ребенок выжил.
Ан-24 - 50-местный пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями. Был создан в ОКБ им. О.К.Антонова. Первый полет совершил 20 октября 1959 года. В 1961 году воздушное судно прошло заводские и государственные испытания.
ЦИФРА В ТЕМУ
1,5 тыс. часов налета мог осуществить до следующего планового ремонта самолет Ан-24, который потерпел крушение в Донецке.
Дарья КИЯНИЦА
» все новости
|