19.04.2013
Людовико XIV vs Даждьбог. Луганчанин утверждает, что французского короля охраняли славянские боги
Недавно в Макеевке завершился Открытый чемпионат Украины по судомодельному спорту, организованный в честь 20-летия клуба «Нептун» – одного из ведущих судомодельных клубов в мире. Одним из судей на этом соревновании был луганчанин Вячеслав Козак, заслуженный мастер спорта Украины, заслуженный мастер народного творчества.
О Вячеслав Козаке есть все основания говорить, что он – больше, чем судомоделист. Имея немало титулов и заслуженную солидную репутации в этом виде спорта, граничащим с искусством, Козак еще и исследователь. Его последняя работа – уменьшенные (масштаб 1 : 3,5) копии резных панно «Весна» и «Осень», украшавших королевскую галеру Людовика ХIV «Ля Реаль де Франс», как утверждает автор, – часть масштабного исследования, результатом которого стал вывод, что авторы панно сделали их не просто для красоты, а в качестве своего рода оберегов, призванных охранять судно от козней потусторонних сил. Причем использовалась при этом славянская сакральная символика.
«Французское корабельное резное барокко XVII- XVIII веков – это совершенно естественное и логическое продолжение древних традиций в декоративно-прикладном искусстве территории нынешней Украины. Все персонажи, животные, растения, предметы и атрибуты имели душу и к ним относились как к живым существам. Они были тотемами, предметами и существами-оберегами. Они же присутствовали в мелкой пластике культуры Триполья – 5000-3000 до н.э., не говоря уже о великом значении культуры Скифии. Элементы декора галеры – Утро-Вечер, День-Ночь, Весна-Осень – это персонифицированные явления в славянской мифологии, и они соответствуют вполне конкретным богам. К сожалению, в современной Европе об этом почти ничего не знают, в том числе во Франции».
По мнению Вячеслава Козака, резные панно, сделанные неизвестными французскими мастерами – материальное подтверждение того, что западноевропейская и славянская культуры имеют много общего, а главное – единый источник, общее происхождение.
Мастер охотно рассказывает о сделанных им выводах журналистам, другим гостям его мастерской: «В качестве примера рассмотрим резное панно «Осень», его центральную часть. Это четыре женских персонажа – нимфы справа от Аполлона. На груди у каждой из них, по центру, я ставлю точки и соединяю их между собой, в том числе и те, которые расположены друг напротив друга. Получается «ромб плодородия» четырёх нимф. У славян в мифологии ромб – это символ плодородия. Эта геометрическая фигура широко использовалась в украинской орнаментике – в вышивке на рушниках и одежде, в керамике, в народной резьбе по дереву и т.д. Супружеское ложе в давние времена накрывалось покрывалом, на котором вышивался орнамент в виде ромбов. Герб дочери Ярослава Мудрого Анны, которая была супругой одного из королей Франции, представлял собой ромб с короной вверху».
«На панно «Осень», напротив отметил Вячеслав Козак, – есть женский персонаж, который левой рукой поддерживает часть снопа колосьев. Согласно украинской версии, я склонен думать, что это Мокоша. Именно осенью отмечают второй раз праздник этой богини Плодородия. У нее нет крылышек, но это не значит, что их нет на самом деле. Может быть так, что их просто не видно, поэтому в контексте французской темы я говорил о ней как о нимфе. Более того, вполне вероятно, что это Деметра (у римлян – Церера) – богиня урожая и покровительница земледелия, а также большая любительница плотских утех. Она не зря своей левой рукой приветствует мужских персонажей внизу и смотрит в их сторону. Иногда она изображалась с колосьями в руке. Если сравнивать то, что происходит в композициях «Весны» и «Осени», то большинство персонажей и атрибутики остались прежними. Это Даждьбог-Аполлон со своей колесницей и квадригой лошадей и нимфы из его свиты. В «Осени» из атрибутики отсутствует лук, что кажется странным, так как осень – это сезон охоты, а лира переместилась от нимфы в правую руку главного героя. Если в «Весне» общее направление движения происходит по восходящей линии – к Утру, к Свету, к Солнцу, к Весне, то в «Осени» это движение направлено к правой нижней части резного панно – в Вечер, в Осень, в Океан».
«Когда я вырезал Даждьбога-Аполлона в «Весне», передо мной постоянно находилось несколько фотографий оригинала из Музея с его изображением. И в то же время рядом с этим фото стояло изображение Давида «божественного» Микеланджело, как его называют искусствоведы. Я сравнивал анатомию, пропорции и рельеф корпуса. А во время работы над тем же персонажем в «Осени» смотрел на сидящего Христоса, фрески «Сотворение Адама», «Опьянение Ноя» и фрагмент фрески Страшного Суда – святой Варфоломей. Это визуально помогало в резьбе», – рассказал мастер о своей работе.
По словам Вячеслава Козака, о своем открытии он рассказал в письме руководству Национального морского музея Франции, где хранятся подлинники резных панно.
«Пришел очень доброжелательный ответ. Моя работа признана ценной и значимой. Предложил луганским ученым провести в своей мастерской выездной семинар или чтения. Уже несколько месяцев жду ответ. И понимаю, что вряд ли дождусь», – говорит Вячеслав Козак.
Фото из архива В. Козака
Герман ЕГОРОВ
» все новости
|