13.06.2013
От сессии до сессии. Преподаватели донецких вузов не спешат продавать свои учебники Студенты – народ предсказуемый. Когда речь идет о митингах, ясно, что без молодежи на них не обойтись: ректор сказал – студент сделал. Данные всех соцопросов тут одинаковы, особенно те, что касаются коррупции. «Какая коррупция? Просто менталитет у нас такой: хочешь жить – умей вертеться. Хочешь хорошие оценки – умей договориться!» – рассказывал мне парнишка в шумном коридоре одного из донецких вузов.
Но инициатор проекта «Прозрачное образование – давайте сделаем это возможным» Светлана Закревская уверена, что говорить о «плохом менталитете» – значит, уходить от проблемы. «Блок «Взяточничество» в исследовании во время проведения фокус-групп и интервью вызывал сильную неловкость и смущение как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Многие пытались уходить от прямых ответов, а если рассказывали, то крайне неохотно», – подчеркнула эксперт. Но некоторые цифры из студентов «вытащить» все же удалось.
Итак, опрос проводился, чтобы узнать уровень коррупции. Объектами исследования стали шесть ведущих вузов Донецкой области и АР Крым: Донецкий национальный университет, Донецкий национальный технический университет, Донецкий университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецкий государственный университет управления, Крымский государственный инженерно-педагогический университет и Крымская национальная академия природоохранного и курортного строительства. В каждом вузе было опрошено по 40 студентов.
Результаты получились вполне предсказуемыми. 43,6% студентов считают самой распространенной формой взяточничества в высших учебных заведениях материальную помощь преподавателям. Оказание другой помощи преподавателям считают приемлемой еще 32,9 % студентов. Для половины респондентов (49,8 %) основным способом решения проблем потери стипендии или возможности отчисления из университета является предложение преподавателям разных видов «вознаграждений».
Среди причин возникновения взяточничества опрошенные студенты выделили безнаказанность – 67,4%, высокий уровень загруженности – 60,5 %. Кроме того, желая сдать экзамен любой ценой, студенты идут на любые денежные ухищрения.
В вузах Донецка взяточничество в основном проявляется в форме предоставления преподавателю материальной помощи в обмен на определенные услуги – 59,4 %, а в крымских – в форме помощи в разных аспектах (55,6 %).
Исследование учитывало следующие проявления коррупции в высшем образовании: взяточничество, продажа преподавателями своих учебников, злоупотребление властными полномочиями при поселении в общежитие. Досталось и самим студентам – их махинации сводятся к подделке выставленных оценок – 58,8 % и списыванию на экзамене – 45,3 %.
Со взятками тоже интересно получается. После долгих отнекиваний студенты все же рассказали, что приплачивают по причине сложности материала изучаемой дисциплины – 72%, неинтересного предмета – 36,2 % и нехватки времени для подготовки к экзамену – 34,2 %. Правда, последний аспект вряд ли можно считать объективным. Как ни крути, а времени студентам всегда не хватает. Испокон веков к экзаменам готовились в последние день-ночь перед экзаменом. Поправьте меня, если я ошибаюсь!
По словам руководителя исследовательской группы проекта Светланы Биклы, студенты не стремятся жаловаться на коррупционные действия, потому что уверены: это ничего не изменит. Часть студентов не жалуются, так как боятся, что их положение еще больше ухудшится.
Последний интересный момент в опросе касался практики продажи преподавателями своих учебников и пособий. Такой факт существует в двух регионах, однако в крымских вузах прослеживается чаще. Более половины студентов (53,5 %) сталкивались с предложением приобрести учебник или пособие, а 21,6 % подтвердили, что это довольно частая практика.
«Таких веселых историй у нас может быть много, если позволить им существовать», – так сказал один из респондентов. Но все же реальные пути решения проблемы есть. И это усовершенствование законодательной базы, касающейся данной проблематики и претворение новых законов в жизнь», – заключила Светлана Бикла.
Высшие учебные заведения теперь имеют право принимать выпускников школ сразу на второй курс. Теперь лица, которые «получили полное общее среднее образование для получения образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста» имеют право поступить на второй курс вуза.
Министерство образования и науки не против того, чтобы высшие учебные заведения сами определяли, когда им начинать учебный год. Согласно документу, с данной инициативой выступило правительство АР Крым. В МОН обратили внимание, что «коррекция графика учебного процесса не может применяться к первому учебному году (курсу), что связано с нормативно определенными сроками вступительной кампании».
ЦИФРА В ТЕМУ
В 2013 году на ВНО зарегистрировались на 6,5 тысяч человек меньше, чем в прошлом.
Дарья КИЯНИЦА
» все новости
|