02.10.2013
Мирча нам поможет. Только в донецкой области футболисты дарят детям дома - Мама, а можно конфеты отнести в палату?
- Ты дома, Владик! Пусть тарелка постоит на столе…
Маленький Влад только что залез под стол с большой тарелкой шоколадных конфет. Вылез оттуда уже с красными щечками. Затеряться в новом доме легко: вокруг мамы кружат десятка четыре взрослых – журналисты с камерами и фотоаппаратами, работники фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». С минуты на минуту должен был подъехать Мирча Луческу с футболистами.
Как и обещал Мистер, команда купила еще один дом для детского дома семейного типа. 29 сентября, накануне нового для Украины праздника – Дня усыновителя, дом подарили семье Елены и Евгения Рудых.
Дом футболисты купили за 150 тысяч долларов. С ремонтом, оборудованием жилья для детей, подбором семьи для подарка помогли люди из благотворительного фонда «Развитие Украины». Мне показалось, что наиболее простым в этом перечне был подбор родителей-воспитателей. Лена и Женя – люди спокойные и доброжелательные. И – что важно – очень терпеливые. В их семье было двое детей. Сейчас 22-летний сын – уже самостоятельный человек, а младшая дочь Вика в свои 19 лет учится в Одессе. Два года назад семья удочерила девочек- тройняшек – Веру, Надежду и Любовь. «Замученные чуть были ,– вспоминает Евгений. – Но ничего, выходили. Своя ноша не тяжела!»
Девочкам было по году и четыре месяца. У Веры в карточке стоял страшный диагноз –ДЦП. Теперь, если б не сказали, я б ничего особого в девочке не увидел: играет, настороженно оглядывается, где мама. У девочек нынче сложное время: четыре дня назад в семью пришли еще трое детей: маленькая Аня (мама Лена рассказывает, что ее фотографии нравились всем девочкам и они ее очень ждали), вместе с Аней приехала Лера и будущий защитник всех девчонок – Влад. Дети еще не привыкли друг к другу. Лена рассказывает, что в первые дни все складывали свои игрушки в отдельные пакеты. Прорыв произошел только накануне – начали делиться. Новенькие еще не привыкли – зовут мамой и Лену, и ее дочь Вику, комнаты по привычке зовут палатами. Спрашивают у мамы: «Ты хорошая! Ты всегда будешь в нашем доме работать?» А тут еще и переезд в великолепный незнакомый дом состоялся накануне…
Евгений – сам строитель – рассказывает, что дом купили в стадии «до гипсокартона». Потом был ремонт, и на этом этапе несколько раз контролировать процесс приезжал сам Мирча Луческу. Так что Мистер чувствовал себя как дома. Вместе с тренером с подарками приехали и игроки – Пятов, Хюбшман, Степаненко, Феррейра…
Тут же ходит Дарья Касьянова – руководитель проекта «Сиротству нет!» Фонда «Развитие Украины». Помню, несколько лет назад говорили, что наши люди неохотно идут на усыновление, а детские дома также неохотно отдают детей в детские дома семейного типа. Меньше детей – меньше штат, совсем мало – заведение закроют. Спрашиваю, как с этим сейчас?
- Министерство провело мониторинг всех детей, которые находятся в интернатных заведениях всех категорий в Украине. Оказалось, что 70% детей в них – это дети, размещенные там по заявлениям родителей.
- Что это значит – «по заявлениям родителей»?
- Ну, надоело вам воспитывать своего ребенка. А тут приходит к вам социальный работник или работник отдела образования и говорит: мы можем вас поддержать, разместить вашего сына в интернате. Пятиразовое питание, воспитатели… Вы пишете заявление – и ваш ребенок отправляется в интернат, в лучшем случае на пятидневку, в худшем – с сентября по май.
- То есть система нашла способ, как себя наполнять?
- Тут два важных момента. Первый – система научилась себя наполнять. Второй – родители ведь разные. Иногда дети – это последняя мотивация к нормальной жизни. Нет детей – люди уходят в штопор. А если в интернате ребенка полгода не навещают родители, социальная служба имеет право на лишение их родительских прав. Так возникает то, что называется искусственным сиротством. Это какой-то сиротский Клондайк!
- Из интернатов по-прежнему не усыновляют?
- Сейчас уже усыновляют! Ситуация очень сильно изменилась. Сейчас вы не найдете более-менее здорового ребенка до 10 лет под национальное усыновление. Всех таких детей забирают в семьи – и это хорошо. Хотя есть определенные риски. С ребенком, который приближается к переходному возрасту, всегда непросто. И с будущего года будет введена система обязательного обучения будущих родителей.
- То есть ситуацию переломили? Детей стали усыновлять. Много детей-сирот в Донецкой области?
- Точную цифру я сейчас не назову. Она меняется практически ежедневно. Но в интернатных заведениях областного подчинения – до 2000 детей. Есть еще городские детские дома в Мариуполе, Донецке, Макеевке… Сейчас уже объявили, что два детских дома в Макеевке – «Пташеня» и «Пролисок» – закрываются.
- Там нет детей?
- Дети есть. Но их социальный статус не соответствует статусу детского дома. Большинство из них – «по заявлению родителей». А если так, то и статуса сироты у ребенка нет, и усыновлению он не подлежит. Слава богу, уже на всех уровнях все поняли, что детям лучше жить в семье. Что касается Донецкой области, мы не самые передовые. На сегодня по семейным формам воспитания детей-сирот лидирует Днепропетровская область – мы в ней работаем. Харьковская область много лет на уровне, Сумская, Винницкая.… Там практически все дети, которые становятся сиротами, идут в семьи.
Фото Сергея ВАГАНОВА
Дмитрий ДУРНЕВ
» все новости
|