24.10.2013
Атланты среди нас. Вадим Котов: «Лично я пью воду из- под крана!»С чьей-то легкой руки в наш обиход пришло выражение «градообразующее предприятие». После неизвестный филолог, видимо, «завис», и выражение «жизнеобразующее» ни к чему лепить не стали. А стоило бы! Ибо как еще назвать компанию, которая снабжает три миллиона человек питьевой водой? С тридцатых годов прошлого века мы ее в лучшем случае не замечаем, в худшем - ругаем. Но при этом за это время в промышленном и маловодном Донбассе ни разу не случилось эпидемии, связанной с качеством воды. Сегодня мы начинаем цикл материалов о воде.
Начинаем с беседы с генеральным директором КП «Компания «Вода Донбасса» Вадимом Витальевичем Котовым.
Отличная вода
- Вадим Витальевич, вот приезжаешь в Вену и тебе всегда как само собой разумеющееся предлагают в гостинице пить воду из-под крана. И еще много где в Европе так. А у нас как?
- Лично я живу в Донецке и тоже пью воду из-под крана. В моей квартире нет кулера или специальных фильтров. А дом у нас кооперативный, есть одна неравнодушная женщина, которая организует жильцов на полезные дела, и водопроводные трубы внутри дома мы в свое время поменяли. Для проверки качества воду из крана моей квартиры сдал на анализ в нашу лабораторию. Отличная вода! Такая же, какую мы подаем всем потребителям в Донецкой области. Другое дело, что редкие нарекания на качество воды чаще всего связаны с состоянием внутридомовых коммуникаций, которые находятся в зоне компетенции ЖЭКов. Но если у вас трубы в нормальном состоянии, пейте спокойно нашу воду. Я знаю, о чем говорю.
Что касается Вены... Там уникальная ситуация. Отличная вода из альпийских горных источников спускается самотеком по штольням. Жители города не хотят пить бутилированную воду – у них из крана течет артезианская вода!
И тут нужно сказать, что истории о воде в Лондоне или Риме будут уже другими. Так же как условия поставки воды в Киев, Черновцы или Донецк.
К нам вода сама не течет. Чтобы вода дошла с севера Донецкой области до Мариуполя, ее нужно поднять на высоту более 200 метров. Подъем на эту высоту обеспечивают насосные станции семи подъемов. И на каждом таком подъёме стоят насосные машины производства 1953 года, 1956 года. Слава Богу, они работают, но, сами понимаете, КПД и потребление электроэнергии у них еще те. Государственной программой «Питьевая вода Украины» предполагается выделение 100 миллионов гривен на замену этих насосов. Но пока денег в бюджете, к сожалению, на это не нашлось. Подобная замена резко снизила бы потребление компанией электроэнергии. В настоящее время мы должны платить только за потребленную электроэнергию свыше 60-70 миллионов гривен в месяц – серьезнейшие затраты в балансе компании, почти 60% ее затрат!
-А что из себя представляет сейчас «Компания «Вода Донбасса»?
- Это огромное предприятие с точки зрения и территории, и численности, и географии. У нас работают более 11 000 человек в 30 структурных подразделениях, разбросанных по всей Донецкой области. В состав компании входят шесть региональных производственных управлений (РПУ), которые занимаются обслуживанием магистральных трубопроводов, водоводов и более 20 городских водоканалов.
Серьезное предприятие, основанное для обеспечения питьевой водой растущего Донбасса еще в 1930 году, со штатом классных технических специалистов, мощным профсоюзным комитетом и целыми рабочими династиями. У нас есть семьи, общий рабочий стаж которых на предприятии составляет 250 лет!
Мы можем многое, нам только средств на это очень не хватает.
- Почему?
- Уровень оплаты за потребленную воду в целом по компании 94-96%. Ежемесячная недоплата потребителями составляет 12-15 млн грн. Сейчас тысячу кубометров воды мы продаем водоканалам по гривне двадцать с НДС. Вот и представьте себе: перебросить воду с севера области в Мариуполь, поднять на высоту более 200 метров и обеспечить местный водоканал водой за гривну двадцать (1 кубометр). Самые крупные наши потребители и должники - это городские водоканалы Донецка и Мариуполя. Вот у Донецка в августе уровень оплаты был 38%, а так до 50% доходит. Мариуполь держит планку в среднем на 55%. Есть города, где уровень оплат безнадежно низкий. В таких условиях мы и функционируем. И это не мешало бы понимать нашим критикам!
При этом я благодарен нашим людям – уровень оплаты воды населением, которое обслуживается нашими подразделениями, всегда близок к 100%.
- Именно поэтому вас в последнее время обвиняют в «захватах» городских водоканалов?
- Какие там захваты! Да, у нас порядка 20 обращений от сельских и городских советов находятся на рассмотрении. Все просят принять в состав КП «Компания «Вода Донбасса». Вот последнее наше «приобретение» - город Харцызск, от которого платежи за воду шли на уровне 12-18 %. Есть уже решение сессии городского совета Харцызска о передаче нам с 1 января 2014 года объектов городского водоканала и такое же решение сессии областного совета. Надеемся, что после принятия этих объектов в состав Компании поднимем платежи.
Примером может послужить то, что мы первого июля отпраздновали можно сказать, годовщину вхождения в состав «Компании «Воды Донбасса» объектов горводоканала Макеевки. Когда мы забирали себе эти объекты, снабжавшие водой Макеевку, то Макеевский горводоканал нам благополучно остался должен 60 миллионов гривен. Потребляя воды на 7 миллионов, Макеевский водоканал платил в месяц стандартную сумму в 1,4 -1,5 миллиона гривен и чувствовали себя неплохо. Проблема проста – при этом тарифе на воду денег не хватает. Действующие тарифы были рассчитаны в 2008 году и до настоящего времени все составляющие себестоимости (зарплата, налоги, амортизация, и др. (кроме электроэнергии в 2012г.) не изменялись. Сейчас тариф на воду для населения возмещает лишь 43% себестоимости, и скорее всего в ближайшее время эта ситуация не изменится. Когда речь заходит о хлебе, воде, рыночные условия традиционно уходят на задний план. Есть политическое решение президента держать цены, причем одинаковые по всей стране – мы держим! Что касается жителей города Макеевки, изменения в водоснабжении они почувствовали сразу. Раньше водоснабжение города осуществлялось по графику, доходило до того, что отдельные районы города и поселки снабжались по дням недели (по четным или нечетным числам). Сейчас продолжительность подачи воды городу увеличилась, все районы получают воду каждый день.
Болевые точки
-Юг области, Красный Лиман… Много проблем с качеством питьевой воды?
- Вы основные болевые точки уже обозначили. Но при этом нужно четко понимать, что все эти сложные моменты укладываются в цифру 6%. А на 94% область обеспечена качественной водой с Северского Донца. Есть канал Северский Донец – Донбасс, есть Караснооскольское водохранилище протяженностью 115 км, которое является резервным. И мы с его помощью пытаемся держать уровень воды в Северском Донце. В Донецкой области с водой все более-менее хорошо.
Хотя в прошлом году были проблемы и у нас. В июле в соответствии с решением Государственного агентства водных ресурсов были выполнены сбросы воды из Краснопавловского водохранилища в реку Северский Донец. Проблема была в том, что сбрасываемая вода содержала большое количество водорослей, которые попали в реку и, соответственно, в канал Северский Донец. Запах был жуткий и ситуация была жесткой – чтобы обеспечить качество воды по бактериальным показателям, мы за три недели на фильтровальных станциях сработали трехлетнюю норму реагентов. Потратили 8 миллионов гривен, но удержали качество воды под контролем.
Что можем – делаем. На деньги, выделенные государственным бюджетом, сделали реконструкцию насосной станции «Основная» Макеевской фильтровальной станции стоимостью более 11 млн грн. Получили из экологического фонда областного совета 15 млн гривен – купили технику. Все вложения делаются ради экономии средств. Макеевская фильтровальная станция после реконструкции резко снизила потребление электроэнергии. Ну а новая техника – это просто хорошо. Сколько топлива потребляет старый КРАЗ, сошедший с заводского конвейера в 80-х, страшно произносить!
- Какие задачи перед вашим предприятием ставит губернатор?
- Наша основная задача – обеспечение населения качественной водой. И с приходом Андрея Шишацкого на пост губернатора области эта проблема сдвинулась в лучшую сторону. Есть замеры общественного мнения, есть статистика обращений граждан в облгосадминистрацию. И недавно губернатор мне сказал, что за последние пару лет проблема качества воды в жалобах ушла со второго места на восьмое. Это работа команды.
Наши люди творят чудеса. Технические специалисты, коммерческая дирекция – в жесточайших условиях обеспечивают закупку всего необходимого. С нами некоторые поставщики не хотят работать. Знают, что у предприятия серьезные проблемы с платежами. Но жесточайшими мерами удается держать ситуацию под контролем.
Мы меняем ситуацию к лучшему. Там, где есть почасовая подача воды, стремимся к круглосуточному режиму. Где ее нет, хотим добиться хотя бы почасовой подачи. Но в каждом конкретном случае - это огромные усилия и серьезные затраты.
Будем работать.
Дмитрий Дурнев
» все новости
|