15.05.2014
Трудности переворота. Непризнанная Донецкая республика экономику оставила на потомВ первый день существования Донецкой непризнанной, но народной республики обозначились все дальнейшие трудности, с которыми ей предстоит столкнуться. Во-первых, кроме сторонников ДНР её самостоятельность пока никто не признал. Для донецких «республиканцев» единственно важным считается признание Кремля, однако МИД России пока высказал осторожное уважение «к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей». А мнение остальных государств сторонникам ДНР известно давно: «Мы знаем и прекрасно понимаем, что его (референдум. – Прим. авт.) не признают в мире. Европейские организации и государства всего мира его не признают. Но мы хотели бы, чтобы к нам прислушались. Для этого мы и провели народный референдум силами людей», – заявил глава ЦИК ДНР Роман Лягин в ночь после референдума. Когда же появились заявления США и стран Евросоюза о непризнании донецкого плебисцита, лидеры ДНР тут же сочли это «фактическим признанием» референдума.
Активно не признаёт референдум, инициированный лидерами ополченцев, и местное руководство, не говоря уже о Киеве. Например, губернатор Донецкой области Сергей Тарута прямиком заявил, что Донецкой народной республики не существует, а референдум о её признании – и не референдум вовсе. «Это можно назвать социологическим опросом, так к нему и нужно относиться. Донецкой республики юридически не существует, политически тоже нет зарегистрированной организации, нет гражданского общества. Есть придуманное название и больше ничего за этим не следует. К этому так и нужно относиться», – заявил губернатор во вторник. О том, что референдум проводился вне правового поля, заявил в этот же день и мэр Донецка Александр Лукьянченко.
Насущным вопросом, который осенил большинство людей в день проведения референдума, стал вопрос о том, кто же возглавит Донецкую народную республику. Существующий «народный совет» собрался там стихийно, а в руководителях ополчения остались лидеры мартовских митингов. По заверениям сопредседателей ДНР Романа Лягина и Дениса Пушилина, все нынешние руководители республики будут переизбраны. Высшим органом государственной власти в республике, как говорится в воззвании ДНР, будет верховный совет. Дата выборов нового правительства пока неизвестна, есть лишь предположения, что они состоятся в конце лета или осенью. До этого момента все лидеры ополченцев будут носить статус «временного правительства». Но оказалось, что среди «временных руководителей» также происходит борьба «за кресла». Губернатор Сергей Тарута пожаловался, что из-за переворота в «верхушке» ДНР сменился состав «парламентёров», с которыми областное руководство вело переговоры. «У них происходит борьба за власть, где военные побеждают гражданских… С кем вести переговоры – пока непонятно», – прокомментировал ситуацию губернатор.
Незадолго до референдума 11 мая людей готовили к ещё одному, 18 мая, на котором народ мог бы высказать мнение о том, к какому государству (России или Украине) они хотят «прикрепить» новорожденную республику. Но в день первого референдума все планы по второму референдуму были отменены. «На данный момент мы получили суверенитет, право им воспользоваться и определиться самостоятельно: вступать в федеративные или конфедеративные отношения с любой из стран. Какая это будет страна, будет озвучено уже после консультаций с экспертами», – сообщил после подсчёта голосов Денис Пушилин. На вопрос о том, будет ли 18 мая проводиться следующий плебисцит, он категорично ответил: «Нет, референдума не будет». И уже через час, зачитывая воззвание Донецкой народной республики, обратился к Российской Федерации рассмотреть вопрос о вхождении ДНР в её состав. Рассматривать же вариант, в котором ДНР останется республикой в составе Украины, уже никто не будет. Лидеры народного ополчения особо подчеркнули, что дискутировать с Киевом они не намерены. «Единственный вопрос по переговорам с Киевом, который может сейчас звучать – об обмене заложниками, не более того. И то при участии посредников. Посредниками мы видим Российскую Федерацию. Это вынужденная мера, потому что слова и подписи Киева сейчас ничего не стоят, это фарс», – твёрдо заявил Денис Пушилин.
Совсем неясными пока остаются вопросы экономической и социальной сфер. Как в новой республике будет функционировать налоговая система, как будут обеспечиваться зарплаты бюджетникам и пенсионные выплаты, как будут развиваться торговые отношения со странами-экспортёрами, да что там, даже какие дипломы получат студенты местных вузов – на все эти вопросы у лидеров ДНР пока нет чётких ответов. Единственное, что сегодня они могут гарантировать – что не будут мириться с фашизмом, шовинизмом и расизмом, а также будут с уважением относиться ко всем религиозным конфессиям. «Социально-экономические вопросы – это следующие шаги. Сейчас у нас работают как минимум три группы по решению этого вопроса... Но об этом чуть позже. Сегодня для нас исторический день», – сказал после оглашения результатов референдума сопредседатель новоявленной республики Денис Пушилин.
Марина ТРЕТЬЯКОВА
» все новости
|