15.10.2014
Неумирающий рудник. Разбитую шахту в Ждановке надеются запустить меньше чем через месяцС 1 ноября, после трёх месяцев простоя, шахта №22 «Коммунарская» надеется начать добычу угля. Оптимизм горняков поражает, ведь сегодня эта шахта практически полностью затоплена, часть зданий разрушена снарядами или пожаром, а большая часть имущества разграблена. В такое состояние ждановская шахта пришла за два с лишним месяца, как в городе начались боевые действия, а саму территорию «Коммунарской» заняла украинская армия, основав здесь военную базу. Кстати, именно на территории этой шахты совсем недавно было найдено захоронение мирных жителей, убитых во время военных действий на территории Ждановки...
Хроники «Коммунарской»
Хронологию катастрофы руководство шахты помнит с точностью до дня. Словно зачитывая выдержки из документации, замначальника шахты Александр Петрович Ковшевный рассказывал о трудных временах угольного предприятия.
«16 августа украинская армия вошла на территорию шахты. И начались боевые действия. Здесь была расположена военная техника, они стреляли отсюда, а ДНР в ответ стреляла по ним. Они сделали из территории шахты свою базу, здесь они находились, отдыхали, купались и так далее», - поведал Александр Петрович.
Вместе с тем, работы по добыче угля остановились здесь ещё 1 августа. «На это было несколько причин, - объяснил Александр Петрович. - Во-первых, нам перестали поставлять взрывчатые материалы, потому что стали возникать трудности с провозом взрывчатки через границы Донецкой и Луганской областей. Сначала мы возили ее с донецкого завода химических изделий (ДКЗХИ). А когда его обстреляли, он прекратил работу. Тогда стали пытаться возить из Луганска, Красного Луча, но тоже возникли трудности. Невозможно было получить лес, другие необходимые материалы». И хоть добыча угля остановилась, горняки не бросили шахту, и вплоть до 17 августа откачивали из неё воду, то есть пытались поддерживать её работоспособность.
Потом, как говорилось выше, территорию шахты заняли солдаты украинской армии. Примерно в это же время из-за боевых действий был перебит главный кабель шахты: «Шахта была обесточена и были отключены вентиляторы главного проветривания», - продолжил Александр Петрович экскурс в недавнюю историю предприятия. Ещё несколько дней после этого, с 20 по 24 августа, пользуясь затишьями в боях, шахтёры возвращались и пытались откачивать воду. «А с 24 августа как ушли — и до 20 сентября ни одного человека на шахте не было. Во-первых, нам просто делать здесь было нечего, всё перебито, отключено, шахта начала затапливаться... Во-вторых, нас сюда и не пускали», - пожал плечами Александр Ковшевный.
Не разбито, так украдено
Через месяц, 20 сентября, горняки вновь смогли вернуться на предприятие. Перед шахтёрами предстала безрадостная картина: то, что не разрушила война, было уничтожено мародёрами.
«У нас две промышленные площадки, одна здесь, а вторая – в районе Зуевки. Тут комбинат сгорел, и там сгорел, так что восстанавливать надо везде. Частично перебиты кабели на поверхности, - перечислял ущерб замначальника шахты. - Тут было мародёрство. Исчезли медные кабели, колёсная техника (тракторы, КрАЗы, бульдозеры, разбит автобус), сварочные аппараты вскрыты, оттуда вынута вся медь, вскрыты все сейфы. Вот, к примеру, у меня в кабинете», - Александр Петрович указал в угол, где стоял раскрытый железный сейф. Словно в спешке, были выдернуты из шнуров и унесены в неизвестном направлении компьютеры, телевизоры и другая оргтехника. Помимо ценных вещей забирали и нужные в данный момент, например, инструменты из «кайбашей» (складов. - Прим.) - отбойные молотки, отвёртки и прочее. Причём взламывались замки нередко при помощи автоматов, - отметил Александр Ковшевный. «У меня есть большое подозрение, что для того, чтобы как-то скрыть мародёрство, в последний день, 19 сентября, было подожжено здание АБК», - добавил он, понизив голос. Стоит отметить, что незадолго до военных действий, в конце июля, в этом здании был произведён капитальный ремонт. Сегодня от него не осталось и следа: сгорели новые обои, расплавился утеплитель под крышей, выбиты окна, разрушена кровля, уничтожена новая мебель. Обугленные деревянные рамы и железные вешалки — вот всё, что оставил после себя огонь.
«Но мы же горняки!»
«Сейчас шахта затоплена. Это самое неприятное на сегодняшний день», - подвёл итог Александр Ковшевный. И тут же его глаза загорелись: «Но мы же горняки! Начинаем всё восстанавливать. На сегодня вентилятор запустили, водоотливы на 10-м и 11-м горизонтах работают».
Начальство вместе с рабочими со всей серьёзностью подошли к восстановлению шахты. Уже разработан проект по ремонту повреждённых сооружений и техники, здесь каждому мероприятию выделены люди, материалы и сроки выполнения - график работ занимает половину стены в кабинете Александра Петровича. Уже определено, что шахту «Коммунарскую» будут «поднимать» равномерно, в два основных этапа: к 1 ноября должны быть запущены участки №5 и №6 (один находится на промплощадке в Ждановке, второй — в Зуевке). «Планируем начать добычу с 2 тысяч тонн угля в сутки», - отмечают руководители. А к 20 декабря должны восстановить остальные два участка «Коммунарской», после чего шахтёры надеются вернутся к прежним нормам производства.
«Восстановление пока происходит за собственные средства шахты, - отметил Ковшевный, добавив, что дотации пока не ожидаются. - Но нам нужна помощь. На восстановление нужно не менее 100 миллионов. Почему нам нужны деньги - объясню: всё оборудование после откачки воды надо ремонтировать или менять. Примерно 50% имущества нужно восстановить».
На работы в шахте №22 в настоящее время ежедневно выходят около двухсот работников (из прежнего коллектива в составе 1500 человек). Для сотрудников уже создаются минимальные условия труда, например, подключена котельная, восстановлена баня. По возможности руководство пытается выплачивать своим работникам зарплату: «Пока платим тарифную ставку. Зарплата в пределах четырех тысяч гривен, пока больше не можем». Отметим, что выплаты ныне составляют около половины от прежней зарплаты горняков.
«Настроение в коллективе бодрое, - с улыбкой говорит Александр Петрович. - И все наши ребята хотят вернуться и начать работать. Мы общаемся постоянно, даже в период военных действий находились «на расстоянии вытянутой руки». Как только всё закончилось — сразу всех обзвонили, и люди пришли работать».
Шахта №22 «Коммунарская» входит в состав Ш/У«Донбасс». До описываемых событий шахта добывала 90-100 тысяч тонн угля в месяц, суточная добыча составляла четыре тысячи тонн. Уголь, добываемый в рудниках «Коммунарской», высоколиквидный, марки «Т» (используется для получения электроэнергии), зольность составляет 27-28%, что говорит о его хорошем качестве. Продукция шахты №22 отправлялась на обогатительные фабрики и теплоэлектростанции Донецкой области.
Марина ТРЕТЬЯКОВА
» все новости
|