14.01.2015
Однажды в студеную зимнюю пору… Чтобы выехать из зоны АТО, нужны будут специальные пропускаЭто происходит прямо сейчас и со всеми нами – теми, кто за ДНР, теми, кто за Украину, и теми, кто вообще старался весь прошлый год максимально тихо отсидеться на диване.
До сих пор война на Донбассе вписывалась в определение «странная». Во всяком случае, так ее называли наши коллеги-журналисты, побывавшие и в Югославии, и в Приднестровье, и в Ираке.
Почему странная? Потому что в современных войнах очень редко бывает так, чтобы через линию фронта каждый день на регулярных автобусах туда-сюда ездили десятки тысяч людей.
Теперь, похоже, нашим «странностям» приходит конец. Началось все перед новым годом, когда СНБО Украины объявил, что в зоне АТО будет введен особый пропускной режим. Кроме того, для проезда оставят всего семь транспортных коридоров. В принципе, это никого особо не напугало. Политических заявлений, кончавшихся ничем, в этой войне всегда хватало.
А транспортные коридоры… Автобусы из Донецка выезжали на Мариуполь через Волноваху, на Запорожье через Курахово, а на Константиновку - через Красный Партизан каждый день и так. Если кому-то эти дороги захотелось назвать «коридорами», то так тому и быть.
Но 6 января было объявлено о прекращении продаж билетов на автобусы до населенных пунктов, не находящихся под контролем украинской армии. Паника была кратковременной. Обзвон очевидцев установил: и 6, и 7 января как продавали билеты, так и продают, как ездили, так и ездят!
Что прошло мимо общественного внимания? С 1 января донецкие производители начали сталкиваться с серьезными проблемами при вывозе своей продукции в Украину через украинские блокпосты. Большинство фур разворачивали без лишних пояснений, ссылаясь на распоряжение СБУ. Как выяснилось, при пересечении границы противостояния каждый грузовик теперь должен доказать, что везет продукцию, произведенную на украинском предприятии по украинским стандартам и с уплатой всех украинских налогов.
Что это значит? Например, что, кроме документов на товар, у водителя должна была быть выписка из реестра плательщиков налогов, заверенная УКРАИНСКИМ нотариусом, и справка из УКРАИНСКОГО банка о выплате всех налогов со счета предприятия за последние два месяца. Где на территории ДНР или ЛНР взяться украинским нотариусам и отделениям банков? Их надо найти где-нибудь в Мариуполе, заставить работать в праздники, потом привезти нужные бумаги в Донецк… Короче, товарооборот практически стал.
Дальше - больше. Пресс-центр штаба АТО сообщил, что с 11 января передвижение людей через транспортные коридоры должно происходить по пропускам. Если учесть, что с утра понедельника вдруг закрылся блокпост на Курахово, панику на Южном автовокзале понять можно. Сотни людей приходили к кассам и видели, как один за другим отменяются рейсы на Славянск, Краматорск, Запорожье, Днепропетровск…
При этом я лично в этот день был на блокпостах в Волновахе и Мариуполе и обнаружил, что солдаты знают столько же, сколько и обычные пассажиры.
На момент верстки номера появились первые, так сказать, официальные разъяснения. Штаб АТО сообщил, что строго по пропускам в Донецк начнут пускать с 21 января. Таким образом, дают десять дней (с 11.01. - Прим. Д.Д.) на оформление пропусков. Пропуски будут давать людям с пропиской в зоне АТО, тем, кто имеет там недвижимость и тем, кто предоставит бумаги об уважительной причине проезда в зону АТО. Например, справку о захоронении там родственников или медицинские документы.
Вопросов больше, чем ответов. Пока нам говорят, что, например, жители Донецка должны приезжать к ближайшему блокпосту и оставлять заявление на пропуск. А через 10 дней ехать и узнавать, выписали ли этот пропуск. Выглядит это что на первый, что на второй взгляд невыполнимо. Попытка понять логику процесса в СБУ натолкнулась на ответ: «Не ищите логики в войне!»
Хаос в ситуацию прибавляет один из пунктов новых правил передвижения в зоне АТО. Теперь, если в тридцати километрах от блокпоста в официальном транспортном коридоре случается обстрел, проезд транспорта прекращается! Именно по этим причинам он был перекрыт в понедельник утром через Курахово, а вечером - через Волноваху. Поскольку теперь стреляют по всему периметру Донецка, дело пахнет полной транспортной блокадой. Или принуждением к прекращению огня.
А еще пахнет неудачными переговорами. Раунд в Астане не состоялся из-за того, что у сторон слишком разные точки зрения на ситуацию. Похоже, каждая из сторон ищет теперь свои аргументы, чтобы скорректировать точку зрения противника. И именно поэтому вдруг так запахло войной…
Пока же можем сообщить, что координационные центры по выдаче пропусков будут размещены в горотделах милиции Мариуполя, Великой Новоселовки, Доброполья... Но все заявки будут стекаться в штаб АТО в Краматорск, и там будут приниматься решения в каждом случае. Боюсь, что срок в 10 дней на выдачу пропуска при таких раскладах не выглядит фигурой речи.
Осталось дождаться 21 января и понять, как с этим дальше жить. И как с новой системой бороться.
Дмитрий ДУРНЕВ
» все новости
|